В детстве я, как и большинство советских детей, много ездил на велосипеде. И не только в детстве.

Уже окончив университет, случалось, путешествовал на велосипеде в соседние города, а местные поездки на двухколесном механическом коне вообще любил, даже когда купил автомобиль. Пусть не так быстро, зато удобно, приятно и полезно для здоровья. И в гараж, который в нескольких километрах от дома, идти не нужно.

Велосипед сломался, родился сын, дел стало много, и больше десяти лет я на велосипед не садился, хотя все мечтал приобрести новый. И вот мечта сбылась! Купил спортивные велосипеды для себя и для сына и опять начал кататься по улицам и окрестным полям. Но вместе с огромным удовольствием от вновь обретенного чувства свободы появилось некоторое разочарование. Не велосипедом, нет. Тем, что это транспортное средство у нас в стране не так удобно, как могло бы быть.

К самому велосипеду претензий нет. Когда говорят о том, что изобретать велосипед не нужно, слегка лукавят. За те десять лет, что я не ездил на велосипеде, они стали гораздо лучше и удобнее. В широкий обиход вошли амортизаторы, улучшилась система переключения передач, брюки не попадают в цепь — если велосипедист решил поехать в брюках, а не в спортивной форме. Словом, технически двухколесная машина стала лучше, чем была еще совсем недавно.

И цены сравнительно демократичны. Велосипед можно купить за семь, девять тысяч, а если поехать в ближнее зарубежье — то и за пять в переводе на наши деньги. Автомобиль за такую сумму не купишь, мотороллер — тоже. Словом, езди — не хочу… Если бы…

В сравнении с большинством стран у нас очень мало велосипедистов. Машин с каждым годом становится все больше — даже в маленьких городах, где заторов никогда не бывало, сейчас появляются «пробки». А вот велосипедов примерно столько же, сколько и было. Если не меньше.

Почему? Сделаю предположение, используя собственный опыт. В магазин на велосипеде не поедешь. Точнее, поехать-то можно, но вдвоем — чтобы второй велосипедист сторожил оба велосипеда. Стоек для велосипедов нет, парковочных мест нет, культура граждан не развита до такой степени, чтобы оставить незамкнутый велосипед на улице просто так. Да и замкнутый, откровенно говоря, тоже. Если надолго.

В присутственное место на велосипеде тем более не отправишься. Сочтут сумасшедшим. И оставить велосипед опять же негде.

В гости поехать на велосипеде тоже проблемно. Если в свою квартиру свой велосипед еще можно завести, то в чужую — как-то неудобно. А дворы у нас, как и магазины, и другие общественные места, местами для стоянки велосипедов не оборудованы.

Нет традиции. Нет пропаганды здорового образа жизни. Нет никаких удобств для велосипедистов.

Здоровый образ жизни и езда на велосипеде, конечно, не тянут на национальную идею. Но вот на национальную программу могут потянуть вполне. И помогут «подтянуть» гражданам проблемные части тела, укрепить здоровье, сэкономить средства — как личные, так и общественные. Велосипед ведь и дорогу не разбивает, и ресурсов требует гораздо меньше, чем автомобиль.

А пока велосипед, к сожалению, для большинства жителей нашей страны — предмет роскоши, без которого можно обойтись.