Писатель Василий Аксенов думал, что в будущем человеку очень полюбится передвижение на роликах — ни с чем не сравнимое удовольствие для самого ролера — и красивое зрелище со стороны.

Возможно, настанет оно когда-нибудь еще, это будущее, но пока ролики в донской столице большой популярностью почему-то не пользуются, разве что дети катаются на них с охотой. Зато число велосипедистов на тротуарах Ростова увеличивается в последнее время в геометрической прогрессии.

На велосипедах по тротуарам донской столицы ездили и даже гоняли всегда. Но, во-первых, не повсюду, во-вторых, делали это, как правило, детвора и подростки, и «железные кони» были у них сравнительно легкие и небольшие.

Теперь все иначе. Гораздо серьезнее. И велосипеды куда мощнее и тяжелее, и ездоки далеко не школьного возраста. Преобладают крепкие, хорошо упитанные парни. Такой велосипедист наедет на пешехода — мало не покажется.

Мне много приходится ходить по городу, свидетельницей велосипедных безобразий становлюсь почти ежедневно. Это и запоздалый сигнал предупреждения пешеходу (на днях на моих глазах велосипедистка, обгоняя пешеходку, сильно зацепила ее сумку, женщина едва устояла на ногах от этого толчка), и проезд на велосипеде по подземному переходу, и езда велосипедистов по тротуару по двое, а то и по трое, горизонтальным рядом, так что пешеходам уже просто не остается места. Кстати, бывают такие эпизоды, когда пешеход вынужденно, уступая путь велосипедисту, сам выходит на проезжую часть!

Но всего хуже и страшнее велосипедисты, едущие по тротуарам на скорости. Причем, гоняют и днем, и вечером, и на окраинах, и в таком центре города, что центрее уже не бывает. Разговоришься на этот счет с прохожими — да, говорят, ужас, как некомфортно стало ходить по улицам, но что делать с этой безбашенной молодежью? Как ты такого лихача остановишь? Только и остается надеяться на то, что бог сбережет.

Бывает, какая-нибудь старушка прокричит что-то возмущенно лихачу вслед, но такие боевые попадаются нечасто.

Как-то раз безбашенный «всадник» несся днем по центральной части главной улицы донской столицы — Большой Садовой. Тут же стоял, не на посту, а, видно, ожидая кого-то, просто так, как обыкновенный пешеход, человек в милицейской форме.

— Товарищ милиционер, — обратилась к нему я, — ну хоть бы вы окликнули его, урезонили, он же человека сбить может.

Товарищ милиционер сделал вид, что меня не расслышал…

Как говорится, где тонко, там и рвется. И оборваться может в любой момент: уже сегодня центральный — Пушкинский бульвар донской столицы (речь именно о пешеходной его части) превращается порой в территорию с оживленным велосипедным движением. А что будет здесь завтра, когда число велосипедистов возрастет и, возможно, в разы? Разве не время уже сейчас этот вопрос как-то урегулировать?

Конечно, главная причина, заставляющая велосипедистов донской столицы ездить по тротуарам (и наша газета писала об этом), — отсутствие велосипедных дорожек на многих участках автодорог. Именно она требует первостепенного решения. Но она — не единственная. По тротуарам, поскольку иначе запрещено Правилами дорожного движения, могут ездить не достигшие 14 лет, а это порой такие уже деточки, что ой-ой-ой. Этот путь рекомендуется и для взрослых, если они пока еще начинающие «всадники». Но пешеходам от этого разве спокойнее?

В других городах — в России и зарубежья — пешеходы тоже бывают недовольны тем, что даже на тротуарах не могут чувствовать себя в безопасности. Есть разные способы смягчить эту ситуацию: определяют пешеходные участки, куда велосипедистам вход категорически заказан или разрешен, но на очень низкой — почти шаговой скорости, или по какой-то выделенной дорожке. И это даже в тех странах, где люди и без инструкций куда уважительнее нашего относятся друг к другу. Нам, с учетом нашей южной импульсивности, заняться ею — пора тем более.