
Почему все-таки таким громким эхом отозвалось в стране наводнение на Кубани?
Катастрофой события в Крымске сделал отнюдь не напор стихии, хотя, согласитесь: цунами в приличном отдалении от моря явление, прецедента не имеющее. И не число жертв, хотя гибель каждого человека трагедия и невосполнимая утрата. Беспомощность властных структур, их неспособность защитить своих граждан вот что резко повысило градус крымской драмы.
Это только так красиво говорится, что дождь смывает все следы. В данном случае следы, то бишь пороки и изъяны системы управления, организационные и технологические просчеты после того, как прокатились по несчастному Крымску валы воды и грязи, обозначились только рельефнее. Вода сошла и оказалось, что даже такое наше вечное и негасимое солнце, как МЧС, не обошлось без пятен. Сегодня эту структуру упрекают за отсутствие должного оповещения, называя сотни способов сделать это.
Но, по большому счету, своевременное оповещение, сколь важно оно бы ни было, ничего еще не гарантирует, если население морально не мобилизовано, не готово встретить стихию. А готовность такая возникает лишь в одном случае: если люди будут знать обо всех возможных опасностях, которые подстерегают их там, где они живут. Не случайно же один из девизов МЧС «Предупрежден, значит, вооружен». Не сработало
Сегодня только ленивый не говорит об особенностях рельефа долины речки Адагум, где расположился Крымск. Вспоминают о такой климатической особенности местности, как частые ливни летом. Где были раньше все эти знатоки? И почему МЧС не поделилось с крымчанами этими своими знаниями? Не утихают пересуды вокруг двух водохранилищ в относительной близости от города.
Потому и ходят самые разнообразные, порою просто фантастические слухи и предположения, что люди не знакомы с возможными вариантами развития природных катастроф на их территориях, не проинформированы об их последствиях. Не знали раньше, не знают достоверно и сегодня. И если б только к одним слухам это вело. Хотя полезных слухов, как известно, не бывает, и вредны всякие слухи, в данном случае вред их меркнет на фоне реальных трагедий.
Власть, то ли не желая пугать и нервировать людей, то ли еще почему, держит их в блаженном неведении. А оно сегодня оборачивается Крымском.
Чем оно может обернуться у нас на Дону, где факторов риска, как и всюду, хватает? И где население, так же, как и везде, весьма смутно представляет себе, что будет если
Четверть с лишним века назад шокированный последствиями чернобыльской катастрофы Генсек М. Горбачев призвал функционеров тогдашней властной вертикали «думать на уровне Чернобыля». В смысле: перестать врать народу, друг другу и себе. С тех пор одно мрачное событие за другим не устает подтверждать: думать и действовать именно так никто во власти и не научился. Да и собирались ли? Сколько громов должно грянуть, сколько вод сойти, чтобы положение наконец изменилось?
А пока власти привычно не верят. Оттого и возникла на руинах затопленного Крымска «третья сила». Волонтеры взялись за то, что обычно неторопливо делало государство. Удивительно быстро сорганизовались наши люди, и потекла на Кубань помощь из всех регионов. Трагические события вновь подтвердили не только наличие у нас гражданского общества, но и его ускоренное развитие: от митинговых лозунгов к реальным делам. И это, пожалуй, единственный обнадеживающий итог событий на Кубани. И еще один серьезный сигнал для власти, который должен наконец побудить ее к пересмотру от века сложившихся отношений со своим народом.

