Ростовская мечеть пользуется у мусульман особой любовью. Даже в обычную пятницу там собираются сотни людей, а в мусульманские праздники — несколько тысяч. Приезжают из области, даже из других регионов.

Знаю я это потому, что по пути домой за полчаса — это минимум, за который автобус проезжает двухсотметровый участок около мечети в праздничный день — успеваю не только рассмотреть все в подробностях, но и пообщаться с зашедшими на этой остановке людьми.

Дело в том, что здесь нет специально выделенных парковочных мест. С трех сторон мечеть окружает роща, перед ней дорога — местный четырехполосный «хайвей», связывающий поселок Чкаловский с центральной автомагистралью города. Добираться к мечети на общественном транспорте особенно после обеда — проблематично: пробки, да еще и всего два автобусных маршрута на весь микрорайон. Поэтому, если есть возможность, приезжают сюда на машинах, которые ставят вдоль дороги, — минус полполосы дороги с каждой стороны. Рано или поздно очередному водителю уже не хочется идти минут десять от машины до самой мечети — появляется второй ряд припаркованных автомобилей, а это — минус еще полполосы с обеих сторон…

Несколько раз в году, во время крупных мусульманских праздников, бывают и три ряда стоящих машин, и четыре — в последнем случае в узкой воронке с огромным трудом, по очереди, разъезжаются легковые, а автобусы и грузовые машины просто стоят по часу, опасаясь поцарапать припаркованные авто верующих.

… И тут бы повозмущаться нравами нерадивых водителей, по-хамски бросающих свои машины. Призвать кару на голову сотрудников ДПС, никак не реагирующих на периодически возникающий беспредел.Можно пойти дальше и начать сравнивать водителей по религиозному принципу. А что? Все без исключения пассажиры маршруток и автобусов, изнывающие в пробке, именно этим и занимаются. Какими словами они костерят чиновников, в свое время давших разрешение построить здесь мечеть, передать на газетной полосе невозможно — да и так понятно. Но логическая цепочка в поисках крайних у каждого возмущающегося рано или поздно приводит к мечети как первопричине пробки, ведь «у Ростовского собора такого безобразия же нет, а ведь там — центр города».

… А давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Ставшая причиной регулярных (по мусульманскому календарю) пробок мечеть — единственная в миллионном городе. Раньше мусульмане молились в здании, официально принадлежащему воинской части на Красноармейской, но уже к концу 90-х оно не могло вместить всех желающих. После достаточно долгих переговоров и препирательств появилась эта мечеть — на отшибе от жилых массивов. И вот теперь верующий человек (такой же живущий в городе и работающий как и все остальные) добирается до находящейся достаточно далеко от центра города мечети по тем же пробкам, но и тут — дискомфорт.

Надо ли говорить, что среднестатистический прихожанин мечети считает себя ущемленными, и по той же логической цепочке в поисках крайнего он рано или поздно начинает ощущать свою дискриминацию по религиозному принципу? Надо ли описывать, как он реагирует на возмущения пассажиров, садясь в выстоявший получасовую пробку автобус? И, главное, надо ли напоминать, насколько серьезной и взрывоопасной в очередной раз станет вся эта ситуация буквально через пару недель, когда 19 августа начнется один из самых главных мусульманских праздников Ураза-байрам?

Учтите, речь идет о единственной соборной мечети не только в городе, но и во всей Ростовской области. Что же получается: для такого крупного общественного места областного значения не должны ли быть предусмотрены парковочные места еще на стадии проектирования десять лет назад? И почему при прошлогоднем капитальном ремонте улицы Казахской, где мечеть и располагается, никто даже не задумался об этом?! Да и сейчас никто не отменял участия администрации в крупных общественных мероприятиях: не так уж и сложно хотя бы несколько раз в году организовать централизованные подвозы верующих к мечети, установить временный пост регулировщиков движения… Да и создать, наконец, парковку: вокруг не жилые массивы — роща, место есть.

…Ведь на самом деле эта проблема, по сути, не имеет никакого отношения к вопросу веры.