«А какой у нас внутренний дворик, вы только посмотрите…» — с гордостью указала мне в окно учительница хуторской школы. Она проводила экскурсию по только что отремонтированному зданию. Показывала светлые новые классы, с удовольствием выслушивала комплименты фотографа по поводу живописного цветника у входа…

Но фраза учительницы про высаженные в саду уникальные деревья оборвалась на полуслове. Ибо при взгляде в окно первым делом бросились в глаза не стройные березки и елочки, а несколько пивных бутылок, горка окурков и обертки от шоколадок под деревьями.

­— Как же это?.. — ошарашено пробормотала моя собеседница. — Мы же только недавно здесь все вычищали! Да я сама буквально вчера…

Дальше говорить учительница не могла, она почти расплакалась. Пришлось тут же успокаивать ее, уверять — ну бывает, от такого «пейзажа» никто не застрахован, даже если сигнализацию поставить.

…А ведь действительно, отметки человеческого скотства (иначе и не назовешь!) в школьных и детсадовских дворах уже никого не удивляют. Редкое учебное заведение может похвастаться чистыми, без следов «граффити», стенами. Газонами без окурков. Спортивным снаряжением и лавочками без признаков вандальства: подписей «здесь был Вася» или лепнины из жвачки.

 Самое обидное, что это вытворяют выходцы из этих же школ: или ученики, или недавние выпускники, которые, видимо, по привычке приходят вечером к родному зданию.

Хотя — родному ли? Никому из самых отъявленных хулиганов не придет в голову накидать бутылок у своей калитки или расписать маркером собственный забор. Знает — его же батя завтра и заставит все убрать, да еще ремня всыплет. В школе — никто не заставит, на это есть уборщики, дворники. На крайний случай, перед началом учебной четверти выходят на чистку территории учителя, ведь не пошлешь же ребят работать мусорщиками…

Но почему бы и нет?! Это был бы прекрасный жизненный урок, который  на примере показал, как сложно отмывать каракули со стен и вообще как противно прикасаться к чужому мусору даже в перчатках. Не «урок чистоты», которые пару раз в году устраивают в рамках предмета «труд» для школьников, а регулярная тотальная уборка: есть мусор — убираем хоть каждый день, нет — все свободны. Зато фанатично вычищаемые газоны и лавочки рано или поздно станут для ребят «своими»: не каждый рискнет в следующий раз хотя бы фантик от жвачки бросить, зная — убирать придется ему самому. А школам вместо освободившейся должности дворника можно будет нанять на полставки руководителя интересного для ребят кружка — идиллия!

Еще один достаточно действенный метод по содержанию в чистоте школьных дворов — это «штрафная система». Можно по согласованию со школьным самоуправлением внести поправку в устав учебного заведения: уборка территории как наказание за дисциплинарное нарушение — это какой урон престижу местных «заводил»! Не к директору ведут бунтаря на «головомойку», а сразу веник в руки — и вперед, на благо родной школы…

… Ох, чувствую, сейчас начнутся возмущения: как это, детский труд использовать?! Школа воспитывать должна, а не решать свои административные проблемы за счет учащихся! У ребенка есть право на отдых, на свободу действий… Одно лишь забывают детские правозащитники и попечители: у каждого ребенка есть право вырасти в нормального человека, а не в гадящего вокруг себя скота. И уважение к чужому труду прививается исключительно на собственном опыте….