Когда начинаешь вникать в тонкости жилищно-коммунального обслуживания, то понимаешь, что сфера ЖКХ живет по каким-то своим принципам и логике, зачастую противоречащим здравому смыслу. И что самое обидное — нет выбора! Или вы играете по предложенным, а точнее — навязанным вам правилам, или… отключим свет! Третьего не дано…

Недавно установила в квартире водомер. С одной стороны, фактическое потребление воды оказалось в 7 раз меньше, чем рассчитанное «по нормам». С другой — не факт, что платить в дальнейшем придется именно за реально потребленные кубометры воды… Чтобы произвести необходимый в таких случаях перерасчёт, мне пришлось пожертвовать субботним днем — более 5 (пяти!) часов я стояла в очереди в ИВЦ Октябрьского района Ростова где-то на улице Герасименко. Вышла и сделала выдох — наконец мытарства позади. Но, похоже, поторопилась с выводами. Когда я получила расчётную квитанцию, то поняла, что это еще один барьер, который придется брать. Платежки составлены так заумно, что, похоже, без специального экономического образования и опыта работы в коммунальной сфере в них не разобраться. Складывается даже впечатление, что чем запутаннее и непонятнее этот документ, тем лучше для коммунальщиков… Долго не могла понять, что к чему в этой квитанции и как ее заполнять. Принесла в редакцию — может, коллеги подскажут? Не подсказали — сами не знают. Попросила помощи нашего редакционного «эксперта» по ЖКХ — корреспондента Люду Мельникову, но и она оказалась бессильна. Пришлось заполнять документ по наитию, исходя из логики и здравого смысла. Однако нет уверенности, что они применимы, когда речь идет о коммунальной сфере.

Сейчас ввели еще одно новшество — показания счетчиков за воду и электроэнергию должны быть предоставлены потребителями в ИВЦ в течение двух дней — 23-го и 24-го числа каждого месяца. Однако жильцов многоквартирных домов это ввело в дополнительный стресс. Ведь если вовремя не сообщишь — рассчитают «по нормам», наплевав на показания счетчиков. Куда бежать, чтобы вовремя сообщить, какие циферки обозначились на счетчиках, спрашивают люди друг у друга. Та же Люда Мельникова объяснила, что ДУ и ЖЭУ должны вывешивать специальные ящички на домах, куда жители должны опускать записочки с показаниями. Но ящичков таких на домах пока нет. Люди начинают тихо паниковать. А с сентября еще и тарифы увеличиваются…

Плохие коммунальные новости поступают одна за другой. Недавно на общедомовом собрании жильцов дома, где я живу, представитель ДУ озвучил недобрую весть — государственная программа по капремонту многоквартирных домов свернута и переводится на региональный и даже на муниципальный уровни. А, значит, прежняя пропорция 95% — 5 % превращается в 80% — 20% или даже в 70% — 30%. Первые цифры — это то, что могут — по логике федерального центра — выделять на капремонт из своих бюджетов регионы и муниципалитеты. Соответственно 20% и 30 % — это та часть стоимости капремонта, которую должны будут оплатить сами жильцы. Но есть ли такие деньги в местных бюджетах? И в кошельках жителей? И куда уйдут прежде собранные жильцами на капремонт домов миллионы и миллиарды?

А как отнестись к такому сообщению, услышанному мной на том же собрании жильцов с представителями ДУ? Для замены газовых труб в доме, сообщили нам, следует прежде провести лабораторную экспертизу их состояния, что обойдется каждой квартире в сумму не менее 7-8 тысяч рублей. Так, может, логичней сразу заменить все трубы — без всякой экспертизы? Или надо непременно потратить деньги еще и на то, чтобы убедиться в очевидном — в изношенности труб, если дом строился в год смерти Сталина?

Парадоксальное мышление, не подвластное обычной логике! Однако доказать, что коммунальный монстр неправ, пока не удавалось никому. Даже государству.