Весьма популярный ныне термин «модернизация» произошел от греческого слова «moderne» — новейший. Согласно экономическому словарю, обозначает он усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Процесс настолько полезный, что в последние годы его официально объявили одной из главных задач отечественного развития. Во многих секторах общественного бытия он, как говорится, пошел и даже принес зримые результаты. По некоторым показателям мы даже сравнялись с развитыми странами западной демократии, по некоторым вот-вот догоним, а то и перегоним. Это нам не впервой — догонять и перегонять. Известное дело, всего какой-то век назад отставали от передовых держав на многие десятилетия, а потом показали им всем кузькину мать. Пусть знают наших!

Сегодня тоже, к примеру, наравне мы уже с «забугорьем» по стоимости литра бензина, дизельного топлива, а по пиву, в частности, настолько опередили, что даже реклама его теперь запрещена в средствах массовой информации. Справедливости ради, нужно отметить, что по качеству этих «товаров народного потребления» мы все еще не в первых тройках и десятках. Потому пивные знатоки из Баварии или Чехии достаточно скромно оценивают пенные напитки нашего отечественного производства. Что же касается отечественного автомобильного топлива, гостей России зачастую попросту изумляет господство на наших автозаправочных станциях неф­тепродуктов такого качества, заправляться которыми в Европе никому сегодня и в голову не придет.

Если без пива, что впрямую рекомендовано диетологами, вполне можно жить счастливо и достойно, то без автомобильного топлива нынешнее существование почти невозможно. Тем паче, что теперь у каждого второго россиянина есть собственный транспорт. И, разумеется, всех россиян без исключения интересует, когда в Отечестве нашем автомобильное топливо будет-таки «соответствовать», стоит ли ожидать снижения его стоимости в обозримом будущем.

По словам генерального директора российской инжиниринговой компании в области нефтегазопереработки, нефтехимии и обустройства нефтяных месторождений ВНИИПИНЕФТЬ Владимира Капустина, на введение в России действующего на территории Европы топливного стандарта евро-5 в ближайшее время рассчитывать не стоит. Перерабатывающие заводы страны устарели, и установок, соответствующих мировому уровню, пока ничтожно мало. Между тем для оборудования современных производств по углубленной переработке нефти минимально требуется 5-7 лет, реконструкция производств, имеющихся для улучшения качества бензина и дизельного топлива, потребует не менее 3 лет. Потому модернизация их стремительной не будет.

— Она требует больших средств, — отметил Владимир Михайлович, — но нефтяные компании большей частью вкладывают деньги туда, где средства окупаются быстро — в добычу нефти. Модернизация же отрасли, по-видимому, станет предметом заботы правительства России. Нам нужно попытаться хотя бы обеспечить страну топливом, соответствующим евро-3.

При нынешних темпах трансформирования нефтеперерабатывающей отрасли выполнить ранее намеченные планы перехода в 2014 году на стандарт евро-4 очень трудно. В минувшем августе работала специальная правительственная комиссия, проанализировавшая ход модернизации. Практически всем нефтяным компаниям, имеющим свои нефтеперерабатывающие заводы, опять перенесли сроки пуска новых установок. Придется задержаться пока на стандарте евро-2. Что касается стоимости бензина и дизельного топлива, рассчитывать на их снижение не приходится. Даже в случае существенного падения цены на нефть…