Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» (тот, который про «Ну, погоди!»), обсуждался массово и бурно.

За головы хватались радийщики и печатники — как им маркировать свои программы в эфире и материалы на страницах, в тексте закона не прописано. А вот против плашечек с цифрами на экране телевизора особо никто не возражал: места занимают немного, просмотру не мешают. Ну, озаботились законодатели правильным гармоничным развитием наших детей — так и хорошо.

Возмущались больше покушением на классику советской мультипликации — «Ну, погоди!». Любимый многими с детства мультик был признан законом неполезным и рекомендованным к показу только после 23.00. Теперь вроде определились и отнесли приключения волка с зайцем к культурной ценности, смотреть которую детям все же можно без ограничений.

Но, быть может, законодатели были не так уж не правы? Волк же гоняется за зайцем на протяжении всех серий с отнюдь не благородными намерениями — съесть его. Между прочим, покушение на убийство — согласно Уголовному кодексу России. Также любимый персонаж курит, замечен в употреблении алкоголя, дебоширстве, порче общественного имущества. Если внимательно присмотреться к мультику с Уголовным кодексом в руках, там лет на пятнадцать наберется. Конечно, побеждает всегда добропорядочный и законопослушный заяц. Но и стиляга-волк в штанах-клеш, я уверена, у многих зрителей вызывает симпатии. И его социальное, по сути, поведение воспринимается совершенно нормально из-за непомерного личного обаяния персонажа. А это уже, извините, продакт-плейсмент. Скрытая реклама бренда или модели поведения, транслируемая с экрана через образ героя. Самые известные примеры такого способа продвижения товаров: автомобили в бондиане, консервированный шпинат, придающий супер-силу доброму морячку Папаю, сладости в фильме Стивена Кинга «Инопланетянин»… После выхода ленты в прокат конфетки вошли в «меню мечты» американских детей как неизменный атрибут. Продажи компании взлетели на 65%. Очень действенная штука. А тут дети наблюдают, как обаяшка — волк сочно затягивается сигареткой, и никто его за это по рукам не бьет.

Я бы еще и «Том и Джерри» запретила смотреть детям до 14 как минимум. Там же сплошное насилие и причинение тяжкого вреда здоровью. «Шрек» тоже вызывает у меня ряд сомнений — уж больно взрослый там юмор. Хотя официальной плашечки с возрастными ограничениями при недавней трансляции мультика на одном из каналов я так и не увидела.

Впрочем, что будет смотреть ребенок, зависит только от его родителей. И новый закон создан в первую очередь в помощь им. Своеобразная шпаргалка для пап и мам. На мой взгляд, вполне оправданная и необходимая. С воспитательным процессом у нас сегодня беда. Точнее, с его результатами. Недавно удалось пообщаться с замечательным человеком, учителем с 20-летним стажем, руководителем педотряда и вожатых командиром Александром Викторовичем Федоровым:

— У нас дети сегодня — и не дети вовсе, настолько они подражают взрослым. Ничем их уже не удивишь. Никаких простых ребяческих радостей, сплошное воображанье и кривлянье. Почти у каждого ай-фон, ай-пад или планшетник. Этим и измеряют ценность друг друга. Да еще лейблами. У них сейчас слишком много прав и нет обязанностей. Заставить убрать за собой кровать — не имеете права, поесть на обеде суп — ограничиваете мою свободу. Взрослые — уже не авторитет, буду делать что хочу. И что из такого вырастет, если слова «надо» они не знают? Лично я за воспитание по «Домострою» — прививать ребенку чувство ответственности нужно с самого начала.

Кто сегодня объяснит детворе, что надо уважать старших, надо быть вежливым и аккуратным и еще многие и многие «надо»? Быть может, хоть новый закон поможет…