Электронные системы все прочнее и плотнее вторгаются в нашу жизнь. Кто-то воспринимает этот факт положительно, кто-то не сильно радуется нововведениям.

Но факт налицо: улицы городов заполнили банкоматы и терминалы, интернет стал не диковинкой, а реальностью, все больше покупок совершается не в магазинах, а за собственным столом, у своего компьютера.

Электронные платежи — не только дополнительный способ решить проблему, но и серьезное преимущество. Довольно часто мне случается бывать на почте. Практически каждый день там стоит очередь граждан — причем все больше пожилого возраста — которые оплачивают здесь коммунальные услуги, связь…

Очереди большие. Стоять приходится долго. В то же время к банкоматам, где можно сделать те же самые платежи, очереди практически нет. Но там нужно разбираться, что и куда вводить. Нужно быть уверенным, что ввел правильно. Нужно иметь деньги «под расчет». А на почте оператор сам введет все данные, даст сдачу и проштампует квитанции. Удобно, хотя платить за это приходится ожиданием.

Вообще говоря, интерфейс терминалов (то есть организация взаимодействия электронного устройства с человеком) подчас и правда чересчур сложен. Работая с компьютерами практически с того момента, как они начали входить в широкий обиход, я и то, бывает, задумываюсь, что и куда вводить. А уж вбивать в формы двадцатизначные числа счетов или свои полные данные (фамилию, адрес, номера договоров) утомительно даже для «продвинутых» пользователей. Неудивительно, что пенсионеры обходят терминалы десятой дорогой, хотя рядом с многими из терминалов дежурят консультанты, готовые помочь.

Далеко за примерами ходить не надо. Совсем недавно мне нужно было заплатить налог на имущество. Я помнил, сколько нужно стоять в очереди к живому оператору, поэтому решительно направился к терминалу. Благо плательщиков возле них вообще не было. Консультант был, но как вводить данные, я знал и сам. В прошлом году налог платил там же…

Я ввел одно огромное число, второе… Ошибся, принялся вводить заново. Консультант подошел, поинтересовался, за что я плачу. И, узнав, что налог, предложил подойти к оператору — очереди как раз нет. Минута — и налог был уплачен. Оператор-то принимает платежи каждый день, а не раз в год, да и программы в его компьютере более дружелюбные, чем интерфейс универсального терминала!

После этого я и задумался о том, как можно создать систему, которая позволяла бы сэкономить людям массу времени, обществу — немало ресурсов. И к тому же упорядочить все платежи.

Никого не удивишь сейчас банковской картой. Очень многие получают на нее зарплату. Те, кто пользуется Интернетом, знают о наличии на большинстве сайтов, требующих регистрации и сведений о пользователе, «личного кабинета». Система узнает клиента один раз, а потом работает лично с ним. Не надо вводить свой адрес, другие данные. Они уже есть на сайте, который заинтересован в покупателе. Так почему бы не совместить банковскую карту и «личный кабинет» плательщика коммунальных платежей?

Поясню. Разработать операционную систему, в которой будут объединены платежи за всю «коммуналку», не так сложно. По сути, такая система уже есть — те же терминалы. Вот только система эта вас не узнает. Вы должны ей представиться, а потом платить. Это и смущает большинство граждан — процесс идентификации сложен.

А если у каждого плательщика будет специальная, «коммунальная» электронная карта, которая автоматически сообщит данные о номерах счетов, адресе, фамилии владельца системе, будет гораздо проще. Уже сам компьютер определит и расскажет, чего хотят от вас коммунальщики.

Заинтересованы в регулярности и полноте платежей прежде всего ресурсоснабжающие организации. Они могли бы и финансировать разработку новой системы. Тем более ничего сложного в ней нет. Все давно изобретено, осталось только свести данные воедино и унифицировать подход к клиентам, которые сейчас часами стоят в очередях.