Недавно на заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что расходы консолидированных бюджетов на образование в 2016-2020 г.г. превысят 20 трлн. рублей.

На том же заседании правительство утвердило государственную программу «Развитие образования» до 2020 г. Общий объем ее финансирования из средств федерального бюджета составит более 3 трлн. рублей. На ее цели в среднем ежегодно предполагается выделять около 0,61% ВВП страны. Это значит, что бюджетные расходы на образование при благоприятных обстоятельствах будут повышаться с 446 млрд. рублей в 2012 г. до 631 в 2020 г.

В общем, если денег хватит, наше образование к 2020 году должно отвечать мировым стандартам. К тому времени все школьники должны будут учиться в школах, оборудованных в соответствии с современными требованиями. Будет стопроцентная доступность обучения в общеобразовательных учреждениях для детей-инвалидов. К 2020 г. непрерывное образование коснется уже 55% населения против 26% в этом году. Увеличится доля студентов, обучаемых в ведущих вузах страны. Существенно увеличится академическая мобильность студентов, в том числе за счет использования международных стажировок. Но все это лет через пять. А пока…

«Мобильности» многим нашим студентам не занимать. Вместо лекций они либо подрабатывают, либо сидят в социальных сетях. И при этом умудряются получать зачеты, сдавать на «отлично» экзамены. Такие умные? Вовсе нет. Просто (как недавно выяснило одно из центральных изданий) между преподавателями и студентами существует негласный договор, благодаря которому уровень знаний студентов оставляет желать лучшего. Некачественные образовательные услуги (устаревший материал, плохая организация занятий, низкие требования к студентам), которые предоставляют вузы в обмен на слабую посещаемость и неподготовленность студентов к зачетам и экзаменам, называется одним словом — какономика. Данный термин был введен философом Глорией Ориджи и означает «сознательный обмен товарами низкого качества». В целом большинство студентов такое положение дел устраивает, поскольку учиться можно не напрягаясь. Ректоры вузов считают, что порой негласная договоренность принимает криминальную форму взятки, а может быть на бытовом уровне: мы вас не мучаем, но и вы нас — тоже. По мнению преподавателей, по-другому быть не может. Поскольку из года в год в вузы приходят все менее подготовленные студенты. Со своей стороны, преподаватели жалуются на низкую зарплату, которая не позволяет качественно готовиться к занятиям. Им, как и студентам, тоже приходится подрабатывать — читать лекции в других вузах. Большая загруженность заставляет преподавателей строить курс на том материале, который у них был еще при защите диссертаций. А на новый материал нужно много времени… К чему я обо всем этом. Правительство страны принимает государственную программу «Развитие образования», вбухивает в нее триллионы в надежде, что оно, образование, будет развиваться и приумножаться. Но при всем финансовом старании планка качества образования опускается все ниже и ниже. Причем это понимают все. Вот недавно министр здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова назвала уровень подготовки студентов медицинских вузов «бесстыдно низким» и пообещала обновить учебные планы и программы. Поможет ли?..