— Ну, америкосы, ну, совки, свой СССР хотят построить, что ли? — эта яркая фраза, брошенная раздраженно и насмешливо, заставила меня прислушаться ко всему разговору, который вели в маршрутке мои попутчицы — мать и дочь.
Суть его заключалась в том, что дочке хочется в Америку то ли на учебу, то ли на стажировку. Она узнала, что есть программа, благодаря которой можно осуществить эту мечту, надо только хорошо сдать экзамен по английскому языку. Впрочем, вскоре оказалось, что это далеко не единственное условие. Особенно же мать и дочь поразило то обстоятельство, что кандидат должен сообщить о своем участии в общественной, волонтерской работе.
Что ж, в представление у многих россиян о свободном мире, такое понятие, как общественная работа, просто не вписывается. Несколько лет назад мне довелось беседовать с одной дамой американским профессором о том, как формируется в Штатах состав вузовских преподавателей. Когда она сказала, что один из критериев при выборе кандидата на вакантную должность это его участие в общественной работе, и что такая активность учитывается потом и при перезаключении контрактов с преподавателями, меня это удивило:
А какой общественной работой занимаетесь вы?
Пою.
Госпожа профессор, читавшая студентам курсы по художественной литературе, получила
Требование участия в общественной работе как немаловажного условия для утверждения в штатной университетской должности госпожу профессора ничуть не смущало,
Уехав из Советского Союза в Америку, Аксенов тоже преподавал в университете, но подобными вещами тяготился. Открытие такой Америки было для него неожиданным и печальным. Надеялся отдаться свободному творчеству в свободной стране, чтоб никто не мешал, не стеснял
Недавно мне попалась на глаза любопытная публикация в одном довольно серьезном российском журнале. Ее автор сообщал, что в Америке при приеме выпускников колледжей в университеты все больше внимания обращается на общественную активность абитуриентов. И дело будто бы доходит до того, что абитуриенту с великолепным аттестатом, корпящему день и ночь над книгами, могут предпочесть его сверстника, у которого баллы пониже, зато к общественной работе большая страсть.
Тут же публиковались отрывки из дневника американской старшеклассницы. Она решила примкнуть к волонтерскому движению и бесплатно потрудиться на каникулах в больнице. Думала сделать шаг к постижению профессии врача, помочь страждущим. Однако в реальности все оказалась
В реальности этому медучреждению такие волонтеры были, по большому счету, не нужны. Возможно, даже мешали. Медперсонал терялся в догадках, чем их занять (мне это напомнило пару эпизодов из моей собственной школьной юности). Тем не менее эта американская школьница, правда, не без иронии писала, что теперь с полным правом может всюду заявлять о своем активном участии в общественной работе. Хотя чаще всего эта работа заключалась в том, чтобы сбегать к ближайшему автомату за стаканом кофе
И, знаете, меня все это встревожило. Не за Америку душа болит за нас. У нас ведь принято обезьянничать, глядя на Запад. А ну как наши чиновники из министерства образования подхватят, расширят, разовьют этот американский опыт, введут обязательным элементом в образовательный стандарт? Это будет похлеще всех нелепостей ЕГЭ, вместе взятых.
Но то, что для многих наших соотечественников занятие общественной работой это пережиток совковости, тоже не радует. Дело это, конечно, важное, если подойти к нему с умом, и приучать к нему нужно с детства. Другой вопрос как?