Сегодня в аукционном доме Sotheby’s с молотка пойдет архив легендарного режиссера Андрея Тарковского, одного из самых видных деятелей мирового кинематографа второй половины ХХ века. Его судьба, как известно, была нелегкой. Что же выпадет теперь на долю творческого наследства мастера, ставшего классиком еще при жизни?

На аукцион документы, рукописи, аудиозаписи, фотографии и сценарии выставлены киноведом Ольгой Сурковой, некогда входившей в «ближний круг» режиссера и уже более четверти века проживающей в Голландии.

По признанию Сурковой, совсем молодой тогда режиссер стал ее кумиром еще в школьные годы, когда на экраны страны вышел его первый фильм «Иваново детство». Произвел он тогда столь сильное впечатление на школьницу, что она раз и навсегда решила связать свою судьбу с кино и, получив аттестат зрелости, поступила на киноведческий факультет ВГИКа. Проявив настойчивость и целеустремленность, уже на втором курсе добилась права пройти производственную практику на съемках «Андрея Рублева». С той поры присутствовала при создании всех кинокартин Тарковского, за исключением «Жертвоприношения», писала репортажи со съемочных площадок, фотографировала, вела запись бесед, перенесенных впоследствии на страницы их совместной работы — книги «Запечатленное время». Одним словом, стала доверенным лицом киномэтра.

Вообще-то целеустремленное вхождение Ольги Сурковой в киномир не следует представлять случайным — ее отец занимал пост главного редактора сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР. Как бы то ни было, в эмиграцию она отправилась вслед за своим кумиром. К середине 80-х годов минувшего века их отношения с Андреем Тарковским серьезно «разладились» из-за возникшей тяжбы за авторство вышеупомянутой книги.

По словам бывшей соратницы режиссера, пару раз архив был предложен российским чиновникам и творческим фондам. Но «реакция всякий раз была крайне вялой». Зато аукционный дом Sotheby’s, «случайно узнав об этом архиве, сразу же проявил огромную активность».

К выставленному на торги лоту интерес проявили многие. О чем возвестит удар аукционного молотка, скоро станет ясно. По сообщению губернатора Ивановской области Михаила Меня, с помощью тамошних спонсоров, меценатов и просто неравнодушных людей собрана сопоставимая с объявленной начальной ценой сумма. Остается только надеяться, что творческое наследие режиссера отправится в город его детства и военных лет Юрьевец, что в Ивановской области. Есть там музей Тарковского, созданный его сестрой Мариной. В столице России, несмотря на все усилия энтузиастов, создать подобный музей не удалось.

Известна с давних времен присказка «Что имеем — не храним, потерявши — плачем», но и она, судя по всему, уже позабыта в Отечестве нашем. Поскольку теперь не только не ценим, имея, но и не особо переживаем, теряя. Уходят «за бугор» гордость и слава российская. Лотами, мошенничеством, прямым воровством, головотяпством. За примерами и ходить далеко, как говорится, не надо. Так, была в столице Дона своя собственная студия кинохроники, известная, между прочим, далеко за пределами страны. О киномузее серьезной речи не заводилось, но за годы деятельности кинодокументалистов созданы были тысячи фильмов, кинохроник, информационных журналов. Настоящая кинолетопись жизни великого народа от эпохи коллективизации до освоения человеком космического пространства. Кумиров уровня Андрея Тарковского у нас не случилось, но славных имен, создавших богатейшее кинонаследие, насчитать можно не один десяток. Огромная часть их трудов, как ни горько, сегодня уже утрачена. Без аукционов и объявленных распродаж. И восстановлению не подлежит.