«В педколледж у нас идут троечники. С тревогой ждем их прихода в школы», — вот так на вопрос о растущей педагогической смене ответила мне заведующая отделом образования одного из районов области. Да и пойдут ли с педагогическим дипломом в педагоги — еще вопрос…

То, что с педагогическим образованием у нас проблемы, высветил и недавний мониторинг эффективности вузов, проведенный Минобрнауки. Огромный процент неэффективных — педагогические институты и университеты. «Нужно добиться, чтобы будущие педагоги получали классическое образование высокого уровня, — считает министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. — А это означает, что часть этого образования должна быть перенесена в классические университеты».

С министром не соглашается известный педагог Евгений Ямбург. На первом заседании общественного совета при Минобрнауки РФ он сказал: «Мой опыт поездок по России показывает, что как только педвуз закрывается и становится факультетом классического университета, оттуда исчезает педагогический компонент».

По решению межведомственной комиссии Мин­обрнауки РФ, единственный оставшийся в Ростовской области специализированный педвуз — Таганрогский педагогический институт — попал в группу вузов, подлежащих реорганизации. Как известно, одна из рекомендаций по его дальнейшей судьбе — присоединение к Южному федеральному университету. Если это случится, то к марту 2013 года ЮФУ впитает в себя уже второй педагогический вуз. Первый — Ростовский педагогический университет — с сентября нынешнего года окончательно растворился в ЮФУ. Педагогического больше нет, его будущих выпускников, конечно, учат с уклоном на работу в школе, да и педпрактики никто не отменял. Но тенденция наметилась: выпускники классических университетов успешно конкурируют с выпускниками педагогических, иногда и превосходя последних.

Уже сегодня для потенциальных абитуриентов-педагогов нет особой разницы, куда поступить: на филфак ЮФУ или постигать азы языка и литературы в бывшем педе. А в свете разговоров об объединении дублирующих друг друга специальностях в большом вузе еще больше вопросов. Не исчезнет ли наработанная десятилетиями специфика педагогического образования в мегавузе?..

История высшей школы подсказывает ответ на этот вопрос. Вспомним, что в советское время и в девяностые годы на базе ряда педагогических институтов были созданы классические университеты. Так что идея, высказанная высокими чиновниками Минобрнауки РФ — подтянуть педагогическое образование до уровня классического, — ненова. А, быть может, стоит идти от обратного и повышать уровень педагогического образования? Ведь у педвузов есть сеть профильных колледжей. Нужно растить будущих педагогов там, чтобы затем шли в вуз. Куда же теперь пойдут, если педагогическая «вышка» идет под нож объединения, признанная неэффективной?