«В педколледж у нас идут троечники. С тревогой ждем их прихода в школы», — вот так на вопрос о растущей педагогической смене ответила мне заведующая отделом образования одного из районов области. Да и пойдут ли с педагогическим дипломом в педагоги — еще вопрос…
То, что с педагогическим образованием у нас проблемы, высветил и недавний мониторинг эффективности вузов, проведенный Минобрнауки. Огромный процент неэффективных педагогические институты и университеты. «Нужно добиться, чтобы будущие педагоги получали классическое образование высокого уровня, считает министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. А это означает, что часть этого образования должна быть перенесена в классические университеты».
С министром не соглашается известный педагог Евгений Ямбург. На первом заседании общественного совета при Минобрнауки РФ он сказал: «Мой опыт поездок по России показывает, что как только педвуз закрывается и становится факультетом классического университета, оттуда исчезает педагогический компонент».
По решению межведомственной комиссии Минобрнауки РФ, единственный оставшийся в Ростовской области специализированный педвуз Таганрогский педагогический институт попал в группу вузов, подлежащих реорганизации. Как известно, одна из рекомендаций по его дальнейшей судьбе присоединение к Южному федеральному университету. Если это случится, то к марту 2013 года ЮФУ впитает в себя уже второй педагогический вуз. Первый Ростовский педагогический университет с сентября нынешнего года окончательно растворился в ЮФУ. Педагогического больше нет, его будущих выпускников, конечно, учат с уклоном на работу в школе, да и педпрактики никто не отменял. Но тенденция наметилась: выпускники классических университетов успешно конкурируют с выпускниками педагогических, иногда и превосходя последних.
Уже сегодня для потенциальных абитуриентов-педагогов нет особой разницы, куда поступить: на филфак ЮФУ или постигать азы языка и литературы в бывшем педе. А в свете разговоров об объединении дублирующих друг друга специальностях в большом вузе еще больше вопросов. Не исчезнет ли наработанная десятилетиями специфика педагогического образования в мегавузе?..
История высшей школы подсказывает ответ на этот вопрос. Вспомним, что в советское время и в девяностые годы на базе ряда педагогических институтов были созданы классические университеты. Так что идея, высказанная высокими чиновниками Минобрнауки РФ подтянуть педагогическое образование до уровня классического, ненова. А, быть может, стоит идти от обратного и повышать уровень педагогического образования? Ведь у педвузов есть сеть профильных колледжей. Нужно растить будущих педагогов там, чтобы затем шли в вуз. Куда же теперь пойдут, если педагогическая «вышка» идет под нож объединения, признанная неэффективной?