Спешу поделиться двумя новостями: просто хорошей и очень хорошей.

Просто хорошая новость такова: на днях моей семье пообещали полтора миллиона. Некое ООО со звучным «заграничным» названием, приняв близко к сердцу «тяжелые кризисные времена», решило, по словам его директора, «восстановить справедливость» и объявило мою жену победителем проводимой ООО «Большой денежной акции». Что и подтверждалось лучащимся сочувствием взглядом добрых и усталых глаз джентльмена, запечатленного на прилагаемом к письму снимке — надо понимать, того самого директора.

Однако миллионерами мы решили не становиться. И совсем не от избытка богатств в нашем доме. Прочно засела в мозгах фраза о бесплатном сыре, ставшая едва ли не девизом двух последних десятилетий. И вот этот факт, я думаю, стоит того, чтобы быть признанным очень хорошей новостью. Ведь нас, тех, кто усвоил, так сказать, азы капиталистической реальности, все еще немного. Что и подтвердило «второе пришествие МММ».

Оттого и продолжают разлетаться по России «письма счастья», в которых доброхоты из фирм типа «Русбьюти», «Книжный салон», «Еврошоп», «Клуб Почта Русь» и просто «Клуб-Почта», «Транс Почта Сервис» и просто «Почта-Сервис» сулят нам благоденствие и процветание ровно с того момента, как мы откликнемся на их зов.

От счастливцев, прежде чем получить вожделенные миллионы, требуется что-нибудь купить. Сущую безделицу: книги, белье, посуду — все зависит от того, на какого рода торговле специализируется щедрая фирма. И хотя цена товара далеко не бездельная, что она на фоне обещанного миллиона! Такое сравнение делает обыватель — и покупает решительно не нужный ему товар. А точнее — покупается, на чем и зарабатывают торговцы неликвидами. Чем они и живут. По подсчетам специалистов, общий годовой оборот почтовых «разводил» достигает 2,4 млрд. рублей в год.

А вот оделять доверчивых граждан миллионами никто и не думает. Выплата задерживается всякий раз под благовидными предлогами. То блондинка-секретарша напутала что-то в бумагах, то не протрезвевший после вчерашнего курьер заблудился… Объяснения каждый раз изобретаются новые, только долгожданные миллионы за ними не приходят. И не придут — в лучшем случае вместо них поступают предложения купить еще что-нибудь. Такой вот незатейливый маркетинг…

В конце концов, начинают сатанеть и самые доверчивые. И с криками «доколе?!» кидаются выяснять, откуда ловким торговцам стали доступны их личные данные. Увы, состава преступления тут не имеется. Все названные выше фирмы входят в «Гильдию Предприятий Торговли по Почте» — организацию вполне почтенную, объединяющую немало достойных, честно работающих на рынке компаний. А мошенники примазываются к ней исключительно из-за баз данных, пользоваться которыми имеют право все члены «Гильдии». Так что, если вы хотя бы раз заказывали товар по почте — пусть даже и у самых солидных фирм — от почтового «развода» вы не гарантированы.

Правоохранители, прекрасно зная о почтовых «кидалах», разводят руками всякий раз, как возникает вопрос о прикрытии такого, мягко говоря, сомнительного бизнеса. А те, понимая, на какую стезю вступили, старательно ограждают свою кривую тропку буквами закона. И закон «О рекламе», и почтовые правила, и Гражданский кодекс, и даже Уголовный — все оказывается на их стороне. Помочь могло бы разве что ограничение для мошенников доступа в «Гильдию». Но здесь нужно еще доказать, что рвущиеся туда — мошенники. Можно еще внести соответствующие изменения в статью 182 УК РФ (заведомо ложная реклама). Но беда в том, что эта статья давно не работает, и в каком направлении ее менять, никто не знает.

Так и продолжает стелиться «на просторах Родины чудесной» бриллиантовый дым. И рассеять его пока способно только наше собственное благоразумие.