«Помогите защитить наших детей!» — молило письмо, пришедшее на электронные ящики многих журналистов. История, рассказанная в письме отцом одного из новочеркасских школьников, была жуткой, но уже типичной. Родители, обратив внимание на нервозность и нежелание идти в школу своих первоклашек, подложили одному из них диктофон в портфель и неделю записывали происходящее. Прослушав записи, они бросились писать заявления в гороно  и прокуратуру.

 

—  Крики, оскорбления, угрозы, — рассказывал об услышанном отец. — А ведь это дети, которые только полгода назад вышли из детского сада! Мы потребовали немедленно уволить такую учительницу, а ей лишь выговор сделали.

После скандала учительница и сама уволилась, однако возмущенные родители опасались, что вскоре ее жертвами станут и другие дети…

Новость быстро распространилась, появившись даже на федеральных каналах, и спровоцировала очередной виток дебатов на тему «Понабирали всяких в педвузы…» Однако, кроме рассуждений о моральных и профессиональных качествах современных педагогов, тут же всплыла и другая тема – о «качестве» современных детей.

Ведь, копнув эту историю чуть глубже, выяснили странные факты. Во-первых, против учителя в новочеркасской школе выступали не все родители, а лишь треть класса. А часть из них и вовсе опубликовали открытое письмо в мэрию в поддержку педагога. «Заботливая, внимательная, — характеризовала учительницу совершенно с другой стороны мать одной из первоклашек. — Она была нашим детям как мама!» По ее словам, педагог не унижала учеников, а… защищала их от одноклассников. «Несколько мальчишек буквально терроризировали весь класс! Управы на них не было, — возмущалась женщина. — Значит, дочь мою ногой в живот бить можно, а прикрикнуть на их сына — нельзя?»  И история эта, по мнению матери, началась вовсе не с диктофонной записи, а за пару недель до этого, когда один из первоклашек в драке разбил голову другому. Родителей вызвали к завучу, а потом вдруг выяснилось, что это учительница детей «нервировала».

Во-вторых, в недоумении от произошедшего была и директор школы. Разумеется, она открыто не вставала на защиту своего уже бывшего работника. Но отмечала: никаких разговоров о грубости педагога до прихода делегации родителей с аудиозаписями не было! Да и кабинет первоклассников находится прямо над директорским кабинетом – тут любой окрик слышен. Учительница со стажем работы с младшими классами и дополнительным дипломом психолога —  никаких нареканий до этого случая. А жалобы на поведение некоторых учеников этого класса были.

Чиновники от образования комментировали сдержанно: признавали, что история требует дополнительного расследования, сетовали на поспешные действия родителей — сперва стоило бы побеседовать с руководством школы и провести санкционированное расследование. Упоминали о том, что аудиоулики не совсем законны и в суд такое доказательство не предоставить. И уж совсем вскользь намекали: дети сейчас пошли трудные…

…  Да, агрессия с экранов телевизоров и мониторов, отсутствие элементарной дисциплины, тотальное равнодушие родителей – все это калечит психику детей.  Да, обо всем этом трубят педагоги, призывая отцов и матерей обеспечивать своих детей не столько материальными ценностями, сколько душевным теплом: благополучная семья – это не с достатком, а с вниманием к ребенку. Да, почти каждый родитель сможет назвать хотя бы парочку «агрессоров» в классе, способных довести до белого каления даже ангела. Да, защитить учителя  от неуправляемого ребенка и разгневанного отца непросто. Но называть семилетнего ребенка дебилом, высмеивать при всем классе и угрожать избить указкой, «как того мальчика», педагог  не имеет права.

Потому что даже «неуправляемый», но это — ребенок. И потому что «тоже человек», но это — учитель.