Когда ректоры вузов говорят о повышении качества образования, эффективном развитии науки, трудоустройстве выпускников — это понятно. Но не совсем ясно, когда они прибегают к, казалось бы, несвойственным для вузовского сообщества идеям, как, например, служба студентов в армии во время летних каникул.

Именно с такой инициативой выступил ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров. У многих тут же возникла мысль, что эту идею Анатолию Александровичу, скорее всего, «подсказали». В пользу этого говорит тот факт, что Министерство обороны РФ даже не удивилось предложению руководителя «бауманки» и некоторых других ректоров вузов. Замглавы генштаба Вооруженных сил генерал-полковник Василий Смирнов тут же назвал идею «интересной, с рациональным зерном». Добавив при этом, что вначале нужно провести пилотный эксперимент в вузах разных регионов и посмотреть, что получится, а потом принимать окончательное решение. А министр обороны РФ Сергей Шойгу даже успел рассмотреть вопрос о создании подразделений, которым уже и название придумали — «научные роты». Предполагается, что в них станут служить талантливые ребята, которые, «не покидая университетских стен, будут вместе с преподавателями выполнять те работы, которые нужны Минобороны». Министерство готово финансировать научно-исследовательские и конструкторские работы таких рот. И, кто вы думаете, станет первым в этом списке? Ну, конечно, МГТУ им. Баумана!

Со слов Сергея Шойгу, Минобороны делает шаг навстречу студентам. Было бы проще призвать их в армию уже с дипломами. «Но нам сегодня нужен другой солдат — подготовленный и высокопрофессиональный защитник Отечества», — заявил он на встрече со студентами МГТУ. А студентам вузов, где дружба с научной технической мыслью не сложилась, вероятнее всего, придется в летние каникулы маршировать на плацу и бегать с полным боевым комплектом на длинные дистанции по пересеченной местности.

Пока эксперты изучают и обсуждают новацию, близкие к реальной жизни граждане сомневаются в том, что инициатива группы ректоров может принести пользу как армии, так и высшей школе.

«Имеют ли в российском Министерстве обороны понятие о том, какая в высшей школе образовательная система? — удивляется ректор одного из донских вузов. — Известно ли там, что в летний период студенты отдыхают не три месяца, за счет которых собираются вводить службу, а один? Потому что в июне они сдают экзамены, в июле — едут на практику или на стажировку. У нас студенты, магистры едут стажироваться за рубеж. Документы оформляются за полгода или год. Нам что, в угоду этого, извините, безобразия учебный план менять или отказаться от стажировок?»

«Включенная» в учебный процесс служба в армии — абсолютно не продуманная инициатива, — считает ректор другого вуза. — Предполагается, что вместо 12 месяцев после выпуска студенты отслужат в течение учебы на трех последних курсах, по три месяца в год. Разве ректорам, инициировавшим это предложение, неизвестно, что как раз последние курсы для студентов самые напряженные. В этот период они готовятся к поступлению в магистратуру, аспирантуру, к защите дипломной работы. Многие на третьем курсе стараются трудоустроиться. Не Минобороны же будет потом искать им работу? Как студенты станут совмещать учебу, работу и службу в армии, совершенно непонятно».

Сами студенты считают, что служба ущемляет их права: «В конце концов, мы имеем право на отдых? Или Конституция Российской Федерации на нас уже не распространяется?»

Сомневаются в инициативе ректоров и в КСМ Дона:

«Те, кто призывается на службу в армию, проходят медицинское освидетельствование. Если предложение ректоров будет реализовано, тогда каждый раз студентам придется проходить медосвидетельствование. Это, во-первых. Во-вторых: кто будет оплачивать им дорогу к месту службы? Причем туда и обратно. Такая служба обойдется государству очень дорого. И будет ли от нее ожидаемый результат, сказать трудно».

Возникает вопрос: почему в голову тем же ректорам не пришла мысль вернуть военные кафедры? Сегодня они сохранились лишь в отдельно взятых вузах. Основы военного дела студенты вполне могли бы получать в течение всего учебного года, а не «оптом» за три месяца. На полигонах, в военных лагерях на практике показывали бы, как они освоили военное дело. Чем плохо?