Ну что, давно не пробовали «сладкого, как поцелуй женщины» вина «Киндзмараули»? Того самого, с грузинских виноградников, которое когда-то было практически на каждом праздничном столе. Радуйтесь и веселитесь: буквально в очень скором времени этот напиток появится на российском рынке, а вместе с ним вернутся такие названия, как «Хванчкара» и «Цинандали». По сообщению ресурса «Финтайм» и газеты «Известия», российская таможня уже приняла заявку от крупного грузинского поставщика алкогольной продукции — Винной компании Дугладзе. Теперь остается только получить необходимые акцизы, и старые добрые вина с Кавказа вновь появятся в российских магазинах.

Когда-то грузинские виноделы, по разным оценкам, поставляли на наш рынок ежегодно от 45 до 50 миллионов бутылок вина. И если, как рассчитывают в Грузии, вновь удастся достичь этих показателей за ближайшие годы, грузинскую винную отрасль ждет большой расцвет. Как следствие, и экономическое положение Грузии может заметно улучшиться. Со своей стороны, российские потребители из числа тех, кто в свое время еще застал в магазинах различные сорта грузинских вин, непрочь вновь их попробовать и даже, может быть, отдать им предпочтение. Недовольство, как всегда, выразил только одиозный Михаил Саакашвили, который с сарказмом высказался о том, что грузинские виноделы слишком подобострастно, по его мнению, встречали представителей российской комиссии, которая должна была принять решение о возвращении грузинского алкоголя в Россию. Но сарказм Саакашвили пусть остается на его совести.

Впрочем, на фоне очевидной радости от того, что «винные проблемы» между Грузией и Россией, наконец, решены, звучат вполне трезвые (если это слово применимо в заметке, касающейся вина) мысли, что возвращение «Киндзмараули» и «Хванчкары» на российский рынок будет усеяно терниями. Ну, во-первых, потребитель: есть опасения, что не так уж много осталось в России людей, которые на собственном опыте могли оценить как достоинства, так и недостатки грузинских вин. Даже если учитывать, что последний раз эти марки алкоголя граждане видели где-то в 2005-2006 годах, все равно понятно, что грузинское вино уже подзабыто. Алкогольный рынок все последующие годы развивался очень динамично, и освободившуюся грузинскую «нишу» давно заняли поставщики из Франции, Испании, Аргентины и даже Южно-Африканской республики. Пожалуй, трудно без специальной экспертной подготовки сегодня сказать, есть ли разница в качестве и потребительских особенностях всей этой продукции, и той, которая вскоре поступит к нам из Грузии. В прежние годы, например на бытовом уровне, считалось: преимущество грузинских вин в том, что они натуральные. Как будет теперь, сказать сложно. По поводу компании Дугладзе, которая первой выходит на российский рынок, известно, что она поставляет вино даже в Соединенные Штаты Америки. Куда, как известно, получить доступ не так-то просто – там своих виноделов из Калифорнии нужно поддерживать. Но в любом случае, грузинским виноделам в России придется выдержать конкуренцию с самыми сильными производителями вина в мире. И это в условиях, когда по решению российской Госдумы запрещена широкая реклама алкоголя.

Есть и ценовой аспект, который может стать еще одним камнем преткновения на пути «сладких, как поцелуй женщины» вин из Грузии. По официально озвученным данным, винная компания Дугладзе поставляет свои сорта в США по цене 5 долларов за бутылку. На наши деньги это примерно 150 рублей, что уже недешево. И это, учтите, оптовая цена. Как говорят аналитики рынка алкоголя, в конечном итоге, после всех накруток грузинское вино придет на прилавки по цене минимум 300 рублей, максимум — 500 рублей за бутылку. И кто знает, будет ли эта цифра адекватно отражать соотношение цены и качества. А если учесть еще и политический аспект… Если в прошлые годы российский потребитель старого воспитания воспринимал грузинское вино почти как свое отечественное (из СССР, пусть и развалившегося), и покупал из некоторого чувства гордости за страну (хотя и бывшую), то теперь этого фактора уже нет. Грузинское вино — такое же зарубежное, как и все остальные. И ему еще нужно будет доказать, что оно имеет право заменить собой какие-то известные бренды. И все-таки, наверное, хорошо, что «Киндзмараули» и «Хванчкара» возвращаются. Когда народы торгуют, а не воюют, это всегда хорошо.