
Стремительная военно-десантная операция по захвату махачкалинского градоначальника удельных князьков напугала. Оказалось, что Москва не так уж и далеко, чтобы полной грудью вдыхать чувство бесконтрольности, а значит, и полновластия. Говорят, даже президенты Дагестана не считали зазорным пешочком перейти через площадь, чтобы заглянуть в мэрию и поприветствовать Саида Джапаровича. Амиров — уважаемый человек, до недавнего времени — самый уважаемый в республике.
А ныне он этапирован в Москву подальше от вотчины, где и горы помогают. Обвинение ему уже предъявлено. Ему и его племяннику заместителю главы города Каспийска Юсупу Джапарову. «По версии следствия, они являлись клиентами банды бывшего работника прокуратуры Магомеда Абдулгалимова (Колхозник), специализировавшейся на совершении заказных убийств. Среди фигурантов дела оказалось несколько полицейских, компанию которым вскоре могут составить сотрудники ФСКН и другие правоохранители» (kommersant.ru).
Поводом для преступления, ставшего для Амирова фатальным, стало его недовольство тем, что подчиненные теперь уже покойного подполковника Гаджибекова, не спросив на то разрешение мэра, провели обыск в администрации Советского района Махачкалы. И этот нетерпимый пустячок наводит на прямые аналогии с «крестным отцом». Судя по всему, дело было не столько в обыске, сколько в том,
Однако нас в первую очередь интересует резонанс.
В Махачкале собралась группа сторонников арестованного мэра и пошумела на тему произвола. Думаю, это бледная тень домашней заготовки. Если бы Амирова взялись задерживать по всем правилам, да еще при помощи местных силовиков, толпа здесь была бы многократно мощнее и агрессивнее, защищая своего родного мэра, наверняка возникли бы беспорядки Но теперь это уже не имело большого смысла, к тому же механизм был явно нарушен. Вместе с Амировым задержан еще десяток фигурантов, остальные, вероятно, в растерянности.
А вот в социальных сетях Интернета по обыкновению образовались два полюса. Один из них воспрянул и пылает оптимизмом по поводу действий Кремля, другой же глубоко скептичен: полноте, это всего лишь «война кланов».
«Арест махачкалинского мэра это мощно. Специально для тех, кто не в теме, уточняю: до вчерашнего дня Амиров являлся самым влиятельным человеком в Дагестане, подлинным руководителем бандитской республики. Он и его клан контролируют транспортировку наркотиков из Азербайджана автомобильным и железнодорожным транспортом, поставки опия из Казахстана и Туркменистана
Сие не секрет. Но любые публичные намёки на соответствующую деятельность «лучшего мэра
Как вы поняли, он представляет лагерь тех, кто смотрит на событие с воодушевлением. Но вот и другой лагерь:
«Арест видного дагестанского чиновника, само собой, вызвал взрыв восторга у платных и добровольных «вставателейсколен», ибо позволил им вновь начать соревнование в спортивной дисциплине бесконечного ожидания перемен и ловли начальственных знаков. Вариант обычной аппаратной зачистки одного клана другим в расчет не принимается в принципе. Тогда взрываться и надуваться гордостью вроде бы и незачем», гвоздит наивных патриотов
Интересно, что даже Юлия Латынина, готовая по любому поводу и без оного ужалить Кремль, на этот раз изменила своим правилам:
«Мэр Махачкалы Саид Амиров это второй по влиятельности на Кавказе человек после Рамзана Кадырова Каждый президент Дагестана, кроме Магомедали Магомедова, к нему ходил на поклон Власть Саида Амирова была построена на понимании, что ему невозможно противостоять. Вот как поменяется сейчас ситуация в Дагестане в отсутствии этой фигуры, это просто гигантский политический вакуум образуется в Дагестане Я честно не знаю, отчего арестовали именно сейчас Саида Амирова Но я должна сказать, что это одно из немногих решений власти, которыми можно гордиться. И учитывая, что никакое решение не принимается у нас иначе как наверху, то я думаю, что, конечно, решение об аресте такого масштаба могло быть принято только лично Путиным».
Сказать такое для Латыниной это буквально наступить на горло собственной песне. Но действительно, почему именно сейчас?
В январе этого года Владимир Путин назначил исполняющим обязанности главы Дагестана
Однако назначение Абдулатипова было вторым шагом. Сначала дело было за Следственным комитетом. К тому времени разработка шла, если верить Бастрыкину, уже около полутора лет. И небезуспешно. Ставить своего человека, обреченного на провал, не имело смысла, но эти полгода как раз ушли у Рамазана Гаджимурадовича на ознакомление с делами без лишней суеты и нервотрепки.
Рассказывают, что недавно к Амирову приходили представители «Единой России» из Москвы и указывали на необходимость его ухода с поста без борьбы и крови. На это Амиров спокойно ответил, что готов уйти с мэрского поста на своих условиях он сам становится
И это было вторым невыполненным обещанием Саида Бессмертного (так его прозвали за то, что пережил полтора десятка покушений). Он переоценил свои силы. Тот, кто поставил Абдулатипова, убрал его самого: Саида Бессменного наконец сменили.
По мнению политолога Андрея Куприкова: «Амирова взяли за нарушение главного правила: не лезть в кремлевские дела и не играться в большие игры. Многолетнее сидение на троне в Дагестане притупило бдительность матерого волка и расслабило его, позволило уверовать в собственное всемогущество» (ИА REX).
Более того, он и
Однако переубедить тех, кто уверовал, что все в российской политике определяет только борьба кланов, очень трудно.
Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса, комментирует на ИА REX: «Всякий раз, когда арестовывают очередного такого коррупционера и мафиози, общественность замирает в ожидании, отовсюду слышится приглушённый восторженный шёпот: «Неужели началось?!» Да нет, не началось, а продолжается перманентный передел собственности. Олигархические кланы время от времени отжимают друг у друга тот или иной кусок »
Между тем, чтобы говорить о том, что устранение мэра Махачкалы есть результат борьбы кланов, нужно хотя бы приблизительно знать претендентов на освободившуюся вакансию «крестного отца». Однако из раскладов тех, кто более или менее разбирается в дагестанской специфике, выходит, что сейчас в республике воцаряется неизвестность. И где
А победителем, скорее всего, должен стать Абдулатипов, у которого появляется реальный шанс вообще ликвидировать теневую власть, перехватив все рычаги управления и влияния. И тогда политическая шахматная партия полностью выстраивается. Говорят, назначение Абдулатипова, уже решенное, притормаживал Кремль. Теперь ясно, почему. Следствие было еще не готово предъявить козыри.
Разумеется, попытки развалить дело будут предприниматься, однако, думается, у представителей «закрытого» Амирова рычаги влияния будут все быстрее выскальзывать из рук, им скорее нужно будет думать о своей собственной шкуре.
Сейчас, когда Кремль делегировал Рамазана Абдулатипова, не связанного ни с коррумпированными структурами, ни с многочисленными дагестанскими кланами, у людей появилась надежда на очищение власти. А они здесь отнюдь не робкого десятка, учитывая, какую гору трупов приходилось оставлять за собой прежним властителям. Так что свидетели молчать не будут.
«На Кавказе важен фактор реальных дел, говорит глава представительства Международной кризисной группы в России Екатерина Сокирянская в интервью

