После долгого рабочего дня — спринтерский забег в магазине: хлеб, молоко, чай, яйца, зубная паста… «Девушка! — на меня с укором смотрит дама средних лет, заставив замереть с протянутой к полке рукой, как пойманный с поличным ребенок у холодильника. — Да вы ж глядите, что берете! Это ж ГМО!!!»

Произнесенное с чисто ростовским «хэканием» страшное для любой хозяйки слово ужасало еще сильнее, и лишь через несколько секунд возникла резонная мысль: «ГМО в зубной пасте? Это что-то новенькое…» Взяла тюбик, внимательно посмотрела состав: растительных компонентов там вообще нет – откуда здесь взяться генно-модифицированным продуктам? «Не туда смотрите, — нравоучительно пояснили мне. — Глядите: на кончике тюбика, да-да, где дата стоит — красный квадратик видите? Значит — опасно, добавили какой-то гадости и ГМО для экономии. Это они, сволочи, для своих пометочку делают…»

На мое резонное «А вы откуда знаете?» заботливая дама пояснила: прочла в Интернете. Что она говорила дальше, признаюсь, я и не слушала: кинула тюбик в корзинку и помчалась к другим прилавкам. Кажется, вслед мне кричали что-то про равнодушие к жизни близких, всеобщую безалаберность и даже про глобальный заговор промышленников…

Уже дома я нашла в соцсетях «обучившую» мою случайную собеседницу статью про «предупреждающие символы» на тюбиках: черный — есть вредные вещества в составе, красный — на более 60% состоит из химии, зеленый — произведен полностью из растительных компонентов. И опровержение данного «открытия» тоже нашла: данные квадратики — это светометки, по которым аппаратура разделяет тюбики один от другого, а цвет зависит исключительно от красителя, который в данный момент залит в машину.

И вроде бы не должен взрослый человек вообще поверить в такую муть, но количество перепечаток этой дезы — удручало. Добавляем в  строчку интернет-поисковика фразу «рост продаж» – бинго! Явление красного квадратика обратило внимание аналитиков, которые выяснили: после появления около года назад этой байки существенно  увеличились продажи косметической продукции ряда российских заводов одной транснациональной компании (на которых, видимо, просто использовали краску зеленого цвета). С чего бы это?

Навскидку можно вспомнить немало подобного. Например, историю о «внезапном оскудении залежей соли», которая породила полтора месяца ее безумной скупки и роста цены обычного брикета поваренной соли с рубля до полусотни. А «гречневую лихорадку» помните? А регулярные «утечки на АЭС» — и моментальное исчезновение на полках всевозможных йодосодержащих БАДов?!  К слову, уже после окончательного спада волны истерики цены на эти продукты так до первоначальной и не упали…  Основой всех этих явлений стал «случайно» заброшенный слух без каких-либо подтверждений. При умелой и хорошо оплачиваемой раскрутке он имеет все шансы превратиться в аксиому «об этом все знают».

И касается это не только манипуляций потребительского спроса. По такому же принципу формируется «общественное мнение» по громким уголовным делам, а особенно в последнее время — и по политическим. И действуют они совершенно по тому же принципу, что и «откровение про красный квадратик» — люди волнуются, а кто-то снимает с этого дивиденды.

… Мы не призываем вас вовсе не верить в услышанное или прочитанное — достаточно просто критически относиться к подобной информации. Прочитав очередное «разоблачение», не забудьте подумать: кто может быть заинтересован в такой «утечке секретной информации» и насколько компетентен автор. Ибо, как говорил Шерлок Холмс, «информацию, полученную из чужих уст, нужно проверить дважды».

А из Интернета — трижды.