
Сколько помню, у ростовчан было две хрустальные мечты. Это лестница, спускающаяся к Дону от Театральной площади, под стать легендарной одесской Потемкинской, и метрополитен. Но если в последних два десятилетия о грандиозной лестнице в Ростове вспоминали мало, то о метро говорили едва ли не каждый день. Точнее, не столько о метро, сколько о чудодейственном решении, которое позволило бы южной столице избежать транспортного коллапса. А его смрадное бензиновое дыхание уже давно ощущается на ростовских улицах.
В поисках транспортного философского камня что только городские власти не перебрали разве что о пуске дирижаблей над ростовскими пробками не вспомнили.Была пора увлечения монорельсом, и даже столь экзотический проект, как канатная дорога, на краткий миг оказался в чести. Но постоянно во всех транспортных дискуссиях всплывала тема метро. Сегодня идея строительства метрополитена приобрела официальный статус. Она представлена на выставках и форумах и, несмотря на бешеную дороговизну проекта и нескрываемо прохладное отношение федеральных чиновников, принята в разработку.
Попутно в спорах о транспортном будущем Ростова успели почти извести трамвай: от прежних 17 маршрутов сегодня осталось четыре То, что это колоссальная ошибка городских властей, сразу было ясно всем, кроме разве что самих «отцов города». Но сегодня это, кажется, поняли и они: в Ростове в полный голос заговорили о возвращении трамвая. Причем в такой форме, что приходится задуматься: а не является ли возрождаемый трамвай альтернативой метро?
На недавнем совещании в правительстве ростовская мэрия получила задачу: до середины июля подготовить техзадание для проведения конкурса среди консалтинговых компаний. Его победителю предстоит до сентября разработать и представить оптимальную схему работы общественного пассажирского транспорта в южной столице.
В задании должны быть намечены перспективы транспортного сообщения центра мегаполиса с его районами, а также с планируемым Южным хабом в Аксайском районе. При этом на совещании то и дело употреблялся довольно загадочный термин «легкорельсовый трамвай». Именно на его развитие и ориентируют разработчиков задания и транспортной схемы донские власти.
Стоит ли напоминать, что любой трамвай по определению относится к легкорельсовому транспорту? И собственно легкорельсового трамвая в природе не существует. Так что, скорее всего, речь идет о скоростном трамвае. Вроде того, каким любовались донские чиновники во время своего визита в немецкий Ганновер. Там они побывали в центре управления городским транспортом, где познакомились с опытом работы и перспективами развития легкорельсового транспорта. Похоже, именно тогда трамвайная идея обрела зримые черты. Говорят, за консультациями в деле создания сети скоростных трамваев областные власти обратились к самому «Сименсу». Впрочем, не расставаясь при этом с мечтой о метро: как заявляют в областном минтрансе, речь идет о двух разных проектах, преследующих одну цель кардинально изменить в лучшую сторону транспортную ситуацию в южной столице.
Да и ладно. В принципе, трамвай ли, метро какая разница? Как говорится, неважно, какого цвета будет кошка, главное, чтобы ловила мышей Ситуация же на городских дорогах такова, что требует к себе комплексного подхода. Важно только четко представлять себе каждый элемент этого комплекса. Иначе все сведется к очередным ни к чему не обязывающим рекомендациям по борьбе с пробками, каких за все последние годы выдавалось в Ростове великое множество.
Если скоростной трамвай, то какой? Подземный, надземный? И где пролягут его маршруты? Как будут сопрягаться с другими видами рельсового транспорта? С той же городской электричкой, пустить которую в Ростове никак не удается не в последнюю очередь
Если честно, то едва ли можно предложить внятное решение сложнейшей проблемы до середины июля. Такой срок нереален. Да и незачем уже торопиться. Мы мучились долго, подождем еще немного Главное перестать судорожно перебирать варианты и выбрать наконец определенный путь. Практичный, реальный и эффективный.

