
Дочь, приехавшая из служебной командировки в Украину, привезла несколько местных газет. Она всегда по моей просьбе возит печатную прессу из тех мест, где бывает, зная мой неподдельный интерес к работе коллег-журналистов в других регионах. В этот раз в моих руках оказалась днепропетровская «Вечерка».
Бегло пробежав взглядом газетные заголовки, я наткнулась на необычную фразу. «За амброзию снова готовы платить!» было напечатано крупным шрифтом. А на фотографии корреспондент запечатлел троих мужчин, держащих в руках высоченные кусты карантинного сорняка. Рядом разместился баннер с объявлением: «Принимаем амброзию. 1 кг = 50 коп».
За амброзию деньги?! удивилась я, и стала вчитываться в материал. Оказалось, один из предпринимателей, проникнувшись идеей избавления местных окрестностей от аллергенного сорняка, уже два года подряд проводит по собственной инициативе полезную акцию. Он со своими помощниками принимает в течение одной недели вырванную с корнем амброзию из расчета 50 копеек за килограмм.
Мотивы такой благотворительности, как пишет журналист, объясняются просто: и сам Дмитрий, так зовут предпринимателя, и члены его семьи страдают аллергией на пыльцу растений. А поскольку чуть ли не половина жителей поселка, где живет предприниматель, тоже являются жертвами этого недуга, то люди охотно откликнулись на брошенный клич.
Ко двору предпринимателя сначала несмело, но с каждым днем все увереннее потянулись желающие сдать десятки, а потом и сотни килограммов сорняка. Селяне привозили амброзию тачками, прицепами, тракторами и даже запряженными лошадьми телегами. Короче говоря, необычная акция имела такой успех, что Дмитрию в итоге пришлось раза в полтора превысить запланированный на «покупку» сорняка лимит. Он скупил более 15 тонн амброзии. Тем не менее проведенным мероприятием его организатор остался вполне доволен заросли амброзии в окрестностях поселка заметно поредели. Поэтому он и на следующий год повторил свою акцию, призвав и других предпринимателей последовать его примеру.
С такой материальной, как говорится, постановкой дела, наверное, можно и поспорить. За годы советской власти мы привыкли к частым субботникам и воскресникам, другим бесплатным мероприятиям, которые, положа руку на сердце, не приносили большой отдачи. После них порядка хватало на очень короткий срок, и на улицах наших городов и весей вновь пышным цветом росли сорняки, и валялся мусор. Зато плакатов с надписью типа «Сделаем наш поселок чище!» меньше не становилось.
Я посчитала стоимость тех пятнадцати тонн амброзии, которую вырвали с корнем односельчане Дмитрия. Семь с половиной тысяч. Деньги не такие уж и большие даже для одного предпринимателя и, тем более, для отдельно взятого предприятия системы ЖКХ. Я уверена, что на борьбу с сорняками коммунальщики тратят гораздо больше средств. А эффективность от затрат в несколько раз меньше.
Сегодня часто произносится фраза «За все в этой жизни приходится платить». Правда, в несколько ином смысле. Помнится, в шестидесятые годы по маленьким населенным пунктам ездили старьевщики, которые принимали от населения за символическую плату поношенные вещи. Их визиты были чуть ли не праздником для ребятишек, которые за ненужное в доме барахло могли получить леденец на палочке или глиняный свисток. А в наши дни этих вещей в каждом доме пруд пруди. И несут их просто на свалку.
Наверное, мы жить стали богаче. Поэтому сжигаем тоннами старые журналы и газеты при дороговизне печатной бумаги. Выбрасываем вышедшую из моды мебель. Засоряем улицы полиэтиленовыми пакетами и пластиковыми бутылками.
Куда же это все девать, если не налажена система приемки, возникает резонный вопрос. А вот в братской Беларуси, например, квитанции о сданной макулатуре учитывают при оплате коммунальных услуг. Сдал старую бумагу получи скидку. Может, и нам у своих соседей стоит поучиться?

