Этим летом я, по обыкновению, на отпускные дни улетел в Санкт-Петербург. О том, почему южным курортам предпочитаю северные края, разговор отдельный. Дело — не в этом. Речь — о расходах.

Билет на самолет мне обошелся в семь тысяч рублей. А на днях в северную столицу отправилась моя коллега  — поездом. Билеты покупала, как и полагается, за 45 суток. Купе обошлось в шесть с половиной тысяч рублей. Строго говоря, это обычная цена на прямой рейс в Санкт-Петербург одной из авиакомпаний. Разница состоит лишь во времени. За одну и ту же цену можно купить почти три часа лету до северной столицы или 36 часов (считайте, полтора дня!) в поезде.

Перед датой поездки цена, как правило, вырастает. Например, тот самый билет в купе за пару дней на сайте РЖД стоил уже не шесть с половиной, а восемь с половиной тысяч. Это обычная практика: перед поездкой повышать цену. К ней уже привыкли, потому берут билеты заранее. А вот объяснить, почему уже в самом начале продаж билеты на некоторые поезда (в особенности дешевый плацкарт) исчезают, пока не удается никому.

Порой за большие деньги в «Российских железных дорогах» можно приобрести минимум сервиса. В поезде номер один «Красная стрела» несколько лет назад пассажирам купе предлагали купить маленькую бутылку минералки по 35 рублей. Учитывая, что каждый из них по три тысячи за ночь в купе заплатил, выглядело это как-то странно. Да и цена на аналогичные статусу «Красной стрелы» фирменные поезда из Москвы в Санкт-Петербург — на порядок ниже. При этом пассажирам купе сразу же предлагают и еду, и прессу, и даже тюбик зубной пасты со щеткой — это входит в стоимость билета.

Ценовые парадоксы можно продолжать перечислять и дальше. Монополист на рынке пассажирских железнодорожных перевозок в России — компания РЖД — сама диктует условия для пассажиров.

Основным своим конкурентом руководство железных дорог считает «Аэрофлот». Объективности ради заметим, что кое-что для улучшения качества обслуживания пассажиров сделано. Появились «Сапсаны», сократившие время в пути между двумя столицами. Прорабатывается стратегия высокоскоростного движения на остальной территории страны. Билет на поезд — так же, как и на самолет, теперь легко можно купить по Интернету. При этом при посадке достаточно предъявить распечатанный электронный билет.

Однако не сделано главное — не продумана ценовая политика. Конечно, в РЖД говорят о гибком регулировании тарифов. Конечно, при внимательном изучении информации и на поезд можно купить билет подешевле. Но в последние годы стоимость проезда по железной дороге для пассажира стремится ввысь. Цены же на авиабилеты, напротив, имеют тенденцию к снижению. И объясняется это тем, что государство обратило внимание в последнее время на состояние авиации. Заработала, к примеру, программа региональных авиаперевозок. Благодаря ей за относительно недорогую стоимость стало возможным совершать перелеты в разные города страны не через Москву, а напрямую — из места проживания.

Конечно, в целом стоимость авиабилетов для большинства граждан пока высоковата. На официальном сайте «Аэрофлота» цены редко бывают ниже десяти тысяч рублей. Но бывалые авиапассажиры знают, что дешевле всего купить билет не на сайте авиакомпании, а с помощью специальных сайтов (например, ozon.travel). Почему «Аэрофлот» всегда указывает на официальном сайте высокие цены, тоже вопрос. Кроме «Аэрофлота», в российском небе — еще несколько авиакомпаний, которые предлагают полеты по более низкой цене. Это и есть альтернатива, которой нет железной дороге.

Похоже, что отечественным пассажирам со средним достатком стоит вспомнить советскую рекламу «Летайте самолетами». Ведь по нынешним временам складывается удивительная ситуация, когда цена на авиаперелет равна стоимости железнодорожной поездки. Время экономится, а деньги — те же…