Я слышала про то, что программа в нынешней школе поражает любое воображение, но что настолько, не ожидала. В этом году моя дочь пошла в первый класс, и во многих прелестях современной учебы пришлось убедиться самостоятельно.

Первое, что поразило, это изучение понятия «отрезок» на одном из первых занятий. Второе, настоятельная рекомендация учителя посещать кружки по доноведению и жизнетворчеству. Занятия эти должны проходить сразу после четвертого урока. На доноведении знакомят с Донским краем, его природой и историей. В чем суть жизнетворчества, я так и не поняла. Но меня смутило уже то, что семилетним детям придется сидеть сидьмя, а уроки будут заканчиваться примерно в 13.00. Такой подход в любые нормы не укладывается. Во–первых, большинство людей максимально работоспособны до 12 часов (что говорить о первоклассниках), во–вторых, проводить столько времени сидя — вредно для здоровья. Отсюда и сколиозы, и прочие заболевания. Вот если бы дети в это время двигались, было бы другое дело. Но среди дополнительных занятий, предлагающихся детям в нашей школе, связанных с движением не было.

Еще больше я поразилась тому, когда на четвертой неделе обучения дети стали знакомиться с чтением. В понедельник первоклашки впервые учились читать по слогам. В пятницу на той же неделе им задают на дом читать текст размера листа формата А–4… Нетрудно догадаться, что родители тех детей, которые не умели читать или читали плохо, все выходные провели за уроками. И это притом, что согласно заключениям физиологов, на домашнее задание у учеников младших классов должно ежедневно уходить не более сорока пяти минут. Зачем же так, не побоюсь этих слов, издеваться над детьми и родителями? Неужели, избрав такой путь, мы получим здоровое и развитое в умственном плане поколение?

Я хорошо запомнила, как на курсах рекламы нам рассказывали об особенностях человеческого восприятия. Любая новая информация не усваивается человеком сразу же, поэтому ее необходимо повторять. Услышав о чем–то во второй раз, мы поймем: с этим мы уже сталкивались. Если о чем–то мы услышим трижды, то, может быть, только тогда и усвоим что–то. Рекламщики используют эти основополагающие свойства человеческой психики, потому и прокручиваются рекламные ролики сотни раз, а вот чем руководствуются те, кто причастен к составлению школьных программ, я, если честно, не пойму.

Думала, что, возможно, только те, кто занимается по той же программе, что и наши дети («Школа 2100»), сталкиваются с такими проблемами. Оказалось — нет. Другие программы тоже рассчитаны на то, что дети будут хватать и усваивать материал на лету, обладая невероятной памятью. Но много ли встречается таких способных девочек и мальчиков?

Еще двадцать лет назад в школах не изучали больше одной буквы в день. Буква проговаривалась, прочитывалась, прописывалась. Вся программа была нацелена на то, что любой новый материал (не только буквы), должен «застолбиться» в голове, поэтому к его изучению подходили комплексно. И при таком тщательном подходе к обучению основным навыкам, вспомните, много ли было у вас в потоке отличников? Наверное, нет. А ведь современные программы рассчитаны только на способных подготовленных детей. Что же делать остальным? Если честно, я не знаю. Пока моя дочь без проблем справляется с домашним заданием. Но я с ужасом жду того дня, когда запас ее знаний и умений кончится, и мне придется, как и многим родителям, дни напролет выполнять с ней уроки. Но ведь и мне, и остальным папам и мамам работать нужно, а не в школе учиться по второму кругу. Мы свое отучились. И, как оказалось, возможности у нас для этого были великолепные. Нашим детям так не повезло. То ли еще будет…