
В давние времена, которые сейчас принято называть советскими, в ресторане одной железнодорожной станции работал буфетчик. Семья у него была многодетная, а зарплата — 80 рублей.
Буфетчик чуть ли не на коленях стал умолять начальство не делать этого: «Я привык работать с людьми, а потом — у меня семья, ее кормить надо».
— Так мы и хотим тебе помочь — будешь получать не 80, а 120 рублей…
— Не надо мне 120, оставьте 80, только не убирайте из буфета, — продолжал о чем-то своем расстроенный буфетчик.
А вспомнил я эту историю недавно, когда узнал, что «Российские железные дороги» намерены полностью отказаться от плацкартных вагонов, о чем заявил глава РЖД Владимир Якунин: «Я считаю, что такой анахронизм, как плацкартный вагон, который сохранился только в нашей стране, конечно, должен уступить место более комфортным видам перевозки людей».
Руководство российских железных дорог давно уже ополчилось на плацкартные вагоны. Глава РЖД Владимир Якунин еще лет десять назад заявлял, что компания к 2030 году намерена полностью избавиться от этого «пережитка советского прошлого». В одном из интервью Владимир Иванович тогда сказал: «Я поставил задачу, чтобы плацкартный вагон перестал существовать как класс. Не очень удобно, когда пассажиры переодеваются на людях. Да и атмосфера там: люди потеют, дышат, у каждого свой запах...»
Плацкартные вагоны сконструированы так, что люди вынуждены вести себя по правилам советского коллективистского жизнеустройства. Пассажиры, имеющие места на верхних полках, чтобы сидеть, а не лежать всю дорогу, должны спуститься вниз, попросить разрешения присесть у своего попутчика, а значит, и познакомиться с ним.
Как известно, плацкартные места пользуются большим спросом у жителей нашей страны. Привлекают они, в основном, студентов, школьников, пенсионеров и лиц, совершающих поездки на относительно небольшие расстояния. Причина этой популярности весьма проста — билет в плацкартный вагон дешевле купейного.
А между тем над плацкартным вагоном занесен дамоклов меч. В поездах из Ростова до Москвы уже давно цепляют только два плацкартных вагона. И не всегда свободно на них можно купить билет. Тарифная политика «РЖД» — это, по сути, медленное убийство плацкарта. Повышая стоимость проезда в таких вагонах и снижая их общее количество, железная дорога стимулирует нас ездить в купе.
Надо понимать, что в России — огромные расстояния и такая же гигантская пропасть социального расслоения между людьми. Не хотелось бы думать, что их пытаются лишить возможности доступного передвижения по стране. С одной стороны, мы всячески ратуем за внутренний туризм, а с другой — делаем дорогим железнодорожное сообщение. Сколько школьников, к примеру, не смогут поехать в традиционные путешествия в Москву и Петербург в новогодние каникулы?!
А если в плацкартные вагоны поставить кондиционеры, биотуалеты (чтобы не знать, что такое санитарная зона и не смотреть в дырку на мелькающие шпалы), выдавать нормальное постельное белье… Может, тогда и «Сапсан» не понадобится, да и на двухэтажное чудо, пущенное по маршруту Москва — Адлер, будем смотреть только со стороны.
А если уж главный железнодорожник страны озаботился судьбой пассажиров, то чего мелочиться? Может быть, сразу отказаться и от купейных, и от СВ, оставить лишь представительские вагоны и, как написал один из блогеров в Интернете: «И пусть они там себе катаются».
Только из головы все не выходят слова буфетчика, который умолял ничего не менять, оставить все как есть: «Я привык работать с людьми, а потом — у меня семья, ее кормить надо».

