
Если кто помнит: случились в начале века на Донской земле тучные времена. На десятки процентов в год росла экономика, множились доходы областного бюджета. Был он профицитный, и казалось, что бюджетные доходы будут превышать расходы вечно.
А еще казалось, что стоит только немного поднажать — и область из дотационной превратится в регион-донор. А как же? — ведь сам тогдашний министр финансов России Алексей Кудрин, отвечая «Нашему времени», предрекал это.
А теперь для тех, кто не в курсе: те времена кончились. В ходе кризиса и мир, и страна претерпели существенные перемены. Изменилась и область. И пусть бюджетные доходы по-прежнему растут, заблуждаться на счет этого роста не стоит. Да, 124 миллиарда доходов в планируемом на следующий год бюджете — это звучит. Особенно если вспоминать, как долго мы шли к стомиллиардной отметке в более благополучные годы. Но ведь и расходы увеличиваются. Причем расходы неотложные, диктуемые социальными обязательствами власти.
Вот и приобретает актуальность тема эффективного расходования бюджетных сумм. Сегодня, на финише работы над бюджетным законопроектом, дня не проходит, чтобы не говорилось об экономии средств и ресурсов, структурной оптимизации, инвентаризации расходов. Прозвучали эти термины и на последнем заседании донского правительства, где главным вопросом было как раз эффективное расходование бюджетных средств.
Министр финансов области Лилия Федотова перечислила основные инструменты управления расходами: их программное планирование, переход к контрактной системе закупок, расширение государственно-частного партнерства, контроль результативности и эффективности использования бюджетных средств. Все эти инструменты и были использованы при подготовке проекта областного бюджета на 2014 год и последующие три года.
Однако бюджетный процесс многомерен. Он охватывает не только отличающиеся по своему положению и уровню развития территории, но и разные по структуре, задачам и способу производства сферы и отрасли экономики. Тем не менее, присмотревшись, можно выявить и общие проблемы, и схожие болевые точки, мешающие достижению финансового благополучия. Так, год от года на местах все громче заявляет о себе такая застарелая болезнь еще советской поры, как неосвоение средств. Отсюда долгострои, пылящееся на складах, годами не устанавливаемое дорогостоящее оборудование. А боязнь наказания за неосвоенные суммы и лишения бюджетных субсидий впредь зачастую толкает начальников к заключению экономически неоправданных контрактов или к приобретению далеко не самых необходимых в муниципальном хозяйстве вещей. Впору вспомнить знаменитый райкинский рояль, купленный под засолку огурцов…
Вот ведь как: время ушло безвозвратно, а проблема осталась и прижилась в совершенно иных экономических условиях. Но если раньше этому только удивлялись да грозили пальчиком согрешившим муниципальным чиновникам, то сегодня полумерами уже не ограничиться. Ведь как заметил донской губернатор Василий Голубев:
— В нынешних условиях неосвоение в принципе недопустимо. Оно чревато нехваткой средств на самые неотложные расходы…
Иными словами, пока уже выделенные деньги лежат мертвым грузом на счету муниципалитета или тратятся на всякую ерунду, у власти могут возникнуть серьезные трудности и с выплатой зарплат бюджетникам, и с оказанием важных услуг населению, и с поддержанием стабильности коммунальной сферы. Да мало ли еще на чем может сказаться финансовый волюнтаризм!
Оттого и предупреждены сегодня власти Новошахтинска, Новочеркасска, других территорий, где миллионы рублей не работают на улучшение условий жизни людей. Отделаться закупкой «роялей» не удастся...
Характерно, что в числе проблемных сегодня упомянуты не самые бедные территории. Ситуация там лишь подтверждает мысль губернатора:
— Богат не тот, у кого много денег, а тот, кто с умом их расходует…
Таким образом, формула трат готова. Не остается ничего другого, кроме как следовать ей.

