Недавно узнала об удивительных уроках, которые проводятся в британских школах. Суть «урока жизни» состоит в том, что ученики класса должны в течение учебного дня на себе испытать, каково это — быть инвалидом. 

Для этого кого-то сажают в коляску (в ней он должен провести несколько часов), другому завязывают глаза, третьему — прибинтовывают к телу руку ( так, чтобы он не мог ею пошевелить), четвертому выдают беруши, чтобы ослабить слух, пятый должен передвигаться только на костылях… То есть одни учащиеся ведут себя, как обычно, другие — на время становятся «инвалидами». Через пару часов ребята «меняются ролями».

Такие уроки проходят в школах регулярно. С ранних лет детей приучают к сопереживанию, к тому, что надо помогать людям, которые не могут вести полноценный образ жизни.

Сейчас в нашей стране много говорится об инклюзивном обучении. Касается оно системы образования, позволяющей в одном классе, в одной школе обучаться как здоровым, так и «особым» детям. Очень хочется верить, что эта программа перевернет наше сознание и отношение к инвалидам. Сломает все барьеры. Хотя, понятно, что для ее реализации потребуется много усилий — начиная от переоборудования школ, заканчивая разработкой специальных программ для детей — инвалидов. Зато скольким детям можно будет нормально жить и общаться со сверстниками…

Приведу случай с дочкой одноклассницы. Было это еще в 80-х годах. Когда родители заподозрили у маленькой Даши неладное со зрением, они обратились к врачам. К сожалению, был поставлен неправильный диагноз. В итоге — масса исследований, консультаций, поездки в московский институт Федорова, операции… Все усилия оказались напрасны, Даша в итоге стала инвалидом по зрению, лишилась одного глаза. Врачи уговаривали отдать ее в специализированный интернат, убеждали, что девочка не сможет потянуть школьную программу. Хорошо, что моя одноклассница Наталья не пошла у них на поводу, а уговорила директора соседней школы, чтобы взяли Дашку в обычный класс. Единственное, о чем попросила – чтобы дочку посадили за первую парту. Даша закончила школу с двумя четверками в аттестате ( остальные все — пятерки), была самой активной ученицей, танцевала в детской студии. После школы поступила в институт. На третьем курсе вышла замуж. Теперь Дашуня сама уже мама, у нее растут двое замечательных деток. Не знаю, как бы сложилась ее судьба, если бы тогда родители приняли другое решение…

Однажды в каком-то фильме услышала фразу: «Мы живем, как можем, а ОНИ — как мы поможем». Не знаю, воспользуются ли в наших, донских, школах опытом британских коллег по воспитанию толерантности к инвалидам, но то, что этот опыт достоин внимания — это уж точно.