Информационные агентства сообщили: ориентировочно к началу лета в Уголовный кодекс будет введена статья 264(1), которая предусматривает лишение свободы на срок до двух лет за езду в пьяном виде. Такого ужесточения ответственности общество ожидало давно.

Особенно после нескольких резонансных ДТП, в которых по вине пьяных водителей погибли ни в чем не повинные люди.

Но, видимо, пришло время браться за ситуацию в автомобильной среде и с какой-то другой стороны. Повышение штрафов за нарушение ПДД и введение уголовной ответственности — это, в сущности, уже борьба с последствиями. К сожалению, безответственное поведение на дорогах закладывается гораздо раньше, еще на этапе подготовки начинающих водителей. Автомобиль сегодня доступен как никогда. Но обучение вождению, став столь же доступным, при этом утратило высокий качественный уровень.

Какие организации раньше занимались подготовкой водителей? Серьезные структуры с многолетним опытом, такие как ДОСААФ или специальные водительские школы. Да, они, конечно, были монополистами в этой сфере, но и подготовку давали на достаточно высоком уровне. А главное, там будущим водителям прививалась определенная идеология. Людей учили тому, что садиться за руль – это большая ответственность. Не развлечение, а серьезная работа, и не только для профессионалов, но и для автомобилистов-любителей. В свое время я сам прошел обучение в школе
ДОСААФ и по собственному опыту скажу: Правилам дорожного движения и практике вождения там обучали глубоко и серьезно, а экзамен сдать было не так-то просто. Помню, перед зачетом по ПДД и практике вождения полночи не спал, вновь и вновь повторяя теорию и проигрывая ситуации, изложенные в учебниках. А мой инструктор на каждом практическом занятии не уставал повторять, что, выехав на дорогу, я добровольно взял на себя ответственность за свою жизнь, за жизнь тех, кого везу, и за жизни всех других водителей и пешеходов. Эти уроки вошли, как говорится, в плоть и кровь. И даже когда очень не хочется пристегивать ремень безопасности или тянет в спешке проскочить на желтый свет, какой-то внутренний тормоз удерживает от нарушений. Потому что так научили. Потому что допустили к рулю и на дорогу только на этих жестких условиях.

Как и где учили, какую идеологию прививали тому лихачу, который в Таганроге на скорости свыше 100 км/ч врезался в детскую поликлинику, я не знаю. Но полагаю, что дело тут не только в личной безответственности и отсутствии дисциплины. Весьма вероятно, что парню не сказали чего-то важного еще тогда, когда он пришел на первые уроки по вождению. В Таганроге сегодня полным-полно компаний, которые, перекрикивая друг друга в рекламе, обещают легко и быстро научить водить автомобиль. Как-то юные девицы, проходившие обучение в одной из таких компаний, мне рассказали: инструктор, дававший основы вождения, почти на всех занятиях срывался на крик и хватался за голову, потому что ученицы отнюдь не блистали успехами. А кончилось тем, что все «двоечники» собрали деньги, кто-то куда-то их отнес, и кто хотел, получил права. Так что, когда после такой «подготовки» и с такой «идеологией» горе-водители выедут на дороги, тут и опытным, ответственным автомобилистам нужно смотреть в оба. А пешеходам вообще лучше держаться подальше, потому что никогда не знаешь, что у такого «молодого водителя» в голове и сколько промилле в крови. Похоже, за дисциплину на дорогах нужно бороться всем миром. Законы ужесточили, и это, наверное, неплохо. Теперь бы еще ужесточить собственную совесть и на порядок повысить ответственность — за себя и за других.