
«Раз-два, ка-за-чок!» — отплясывает национальный степ толпа на остановке. Автобуса не было уже давно, значит, есть надежда, что вот-вот…
Визг тормозов: «Центр. Буденновский. Есть два места». Из окоченевшего пингвина я моментально превращаюсь в дельфина и буквально заныриваю в открывшуюся дверь. И только оказавшись в тепле, начинаю припоминать, сколько с собой денег — вдруг я не так поняла водителя? «Бесплатно, — уточняет он, — Давайте быстрее, холодно же!». С ним соглашается еще одна отважная девушка — и вот машина уже карабкается по ледяным горкам.
Нам повезло: водитель оказался одним из тех хороших людей, что не проходят мимо попавших в беду. Таких в дни «снегоапокалипсиса» в Ростове оказалось немало: подбирали пешеходов вдоль проезжей части, помогали выталкивать застрявшие машины и даже автобусы. Под зычное «Мужики, блин!» прохожие оперативно группировались вокруг малолитражки неопытной девчушки и буквально на руках выносили застрявшую в колее машину. С хохотком парни «перекидывали» пешеходов через наваленный снегоуборочной машиной двухметровый сугроб на тротуаре. Добровольцы на машинах дежурили у поликлиник, подвозя спешащих на вызовы врачей. Да и напоить застрявших в пробках водителей горячим чаем с домашними пирожками, как это делали многие ростовчанки, — чем не подвиг?
Настоящие герои — добровольцы, вытаскивающие застрявших на трассах. «Есть пара экспедиционных джипов, лебедка, генератор. Телефон для контакта…» — записи в социальных сетях. Обычные люди пробивались к сидящим в снежной засаде на межпоселковых дорогах и в садовых товариществах, привозили еду и бензин, выковыривали легковушки и буксировали к «цивилизации». И мы не смогли найти ни одного из этих спасателей, кто согласился бы на интервью хотя бы по сотовому: одни отговаривались усталостью, другие открыто обижались: «Девушка, вы действительно считаете, что я это для самопиара устроил?!».
И кажется, что именно эти жуткие морозы каким-то образом разбудили в людях доброту и чувство взаимопомощи, воистину «не было бы счастья…». Но, к сожалению, на этом фоне из ростовчан выплеснулось и немало черноты. Проснулись уже подзабытые перекупщики: некоторые хорошо заработали на хлебе, продавая из багажника легковухи на перекрестках буханки за сто рублей и запугивая прохожих: «Это вообще последняя партия, хлебзавод встал и работать в ближайшее время не будет». Рассказывали о «добрых» эвакуаторщиках, расчищающих для снего-уборочной техники дороги. Они вытаскивали из сугробов брошенные машины, связывались с владельцами (многие сейчас оставляют на лобовом стекле номера сотовых) и уточняли: отгонять машины на штрафстоянку или просто «отблагодарите за спасение»? Где-то под Аксаем за подобное таких «добряков» даже побили. Ну а про таксистов, берущих в эти дни за пару километров от аэропорта до «цивилизации» по полторы тысячи рублей, и говорить не приходится.
Такие «герои» тоже, разумеется, стесняются публичности, но тут уж нам надо постараться – спускать подобное нельзя. По «горячей линии» департамента потребительского рынка стоит сообщить о спекулянтах, чтоб неповадно было. По телефонам доверия ГИБДД — о злоупотреблениях сотрудников дорожного движения. На соглашающихся очистить тротуар около дома только за дополнительную мзду дворников — были и такие! — лучше пожаловаться в управляющую компанию или районную администрацию. Ну а на «штатских» гадов — просто не обижаться, ведь хороших людей у нас все равно больше.

