
Нынешняя неделя началась с праздника, у которого довольно странное название: День спонтанного проявления доброты. Ведь если доброта спонтанная, то есть незапланированная, как же приурочить ее к определенному дню (17 февраля)? С другой стороны, есть в идее такого праздника нечто привлекательное.
Этот День доброты в календаре памятных дат, событий и праздников появился недавно, с подачи международных благотворительных организаций. Список дел, которые его пропагандисты предлагают на выбор теряющимся в догадках, как же лучше его отметить, напоминает еще пионерские и комсомольские инициативы нашего советского прошлого (помощь ветеранам и одиноким старикам, участие в субботниках и т.д.). Или — религиозные традиции (к примеру, в этот День тем, кто в ссоре, предлагается сделать шаг к примирению — словно в Прощеное воскресенье). Кстати, и на саму доброту инициаторы этого праздника смотрят сквозь призму религиозных канонов: «Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой».
В Сети можно легко найти и разослать по нужным адресам веселые виртуальные открытки к этому Дню с поздравлениями и призывами: «С днем доброты!», «Поделись своей добротой!», «Спеши делать добро!», «Давайте будем добрее!»
Все вместе это похоже на предложение включиться в массовую игру. Мне встретилось любопытное обоснование ее полезности: в России в последнее время широко распространилось одно нехорошее суеверие. Суть его в том, что для достижения успеха держаться надо ближе к успешным, не впускать в себя чужую боль, сторониться неудачников, сирых и убогих. А такой праздник-игра захватывает большое число людей, и благодаря этому подлый страх подцепить бациллу несчастья растворяется во всеобщем воодушевлении. Так День спонтанной доброты может стать начальной школой благотворительности.
День спонтанной доброты вновь возвращает к древнему вопросу: должны ли дела благотворительности совершаться втайне, так, чтобы левая рука не знала, что делает правая, или нет ничего зазорного в том, чтобы сообщать о них громко и широко? Когда отмечается такой праздник, ох, ведь и велико искушение его участникам выложить, по привычке, в социальных сетях все о своих подвигах плюс мысли по поводу…
Может, и лучше, когда об участии в делах благотворительности говорят громко и широко, чтобы тем, кто еще не подключился к такой деятельности, было на кого равняться?
Когда заходит речь о ярких примерах, прежде всего подразумеваются люди известные. Но они тоже отвечают на этот вопрос по-разному. Многие о своем участии в делах благотворительности предпочитают не распространяться. Причем даже в том случае, если речь не о помощи конкретному человеку (что понятно), а о пожертвованиях на какие-то социальные программы.
Но есть и противоположный взгляд. Очень интересно высказалась однажды на этот счет Чулпан Хаматова, известная актриса, сопредседатель фонда «Подари жизнь»: «Если мы говорим о том, что помощь другому — это не норма, а нечто необычное, возвышенно хорошее, то, конечно, об этом лучше молчать. Но мы считаем, что благотворительность — это норма, а нормой никто никогда не хвастается, поскольку с какой стати хвастаться чем-то будничным? О будничном просто спокойно говорят. Поэтому сказать, что ты кому-то помог — это не хвастовство, а просто констатация факта, чтобы у кого-то другого тоже появилось желание помочь и чтобы он знал, что эта помощь дойдет до нуждающегося».
Может, и правда День спонтанного проявления доброты — хороший шаг к тому, чтобы этот праздник стал такой вот прекрасной будничной нормой? И не стоит ли в каждом месяце объявлять такой День, хоть и странное название у него, конечно?..

