
В связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» медали «За особые успехи в учении», начиная с этого года, вручаться не будут.
Вместо медалей отличникам выдадут дипломы красного цвета, остальным — синие. Эту новость школьники, родители и учителя восприняли по–разному. Одни считают упразднение золотых медалей утратой традиций и стимула к отличной учебе. Другие говорят, что не дающая выгод при поступлении награда — рудимент и ностальгия по советскому прошлому. Резко возросшее в последние годы количество медалистов не лучшим образом сказалось и на имидже качества образования. По статистике, в Московской области получить золотую медаль мог каждый 253–й школьник, в Саратовской — каждый 158–й, в Ростовской — каждый 55–й, вКраснодарском крае – каждый 38–й, в Ставропольском крае — каждый 29–й, в Республике Кабардино–Балкария — каждый 15–й. Есть над чем призадуматься…
Как отразится на качестве образования отмена золотых медалей, покажет время.
Как отражается на выпускниках вожделенная награда за успехи в учебе, показывает жизнь. Расскажу историю про двух ребят, которые учились в параллельных со мной классах. На дворе было начало 80–х . Тогда, в советские времена, получить золотую медаль было как… достать звезду с неба. Надо было не только учиться на все пятерки, побеждать в многочисленных олимпиадах, но еще активно участвовать в общественной жизни и отличаться примерным поведением. Золотые медалисты в то время были (простите за тавтологию) на вес золота. В моей школе на медаль претендовали два ученика — Костя Д. и Александр Ц. Так случилось, что воспитывали их только мамы, отцов у мальчишек не было. Единственные дети в семье. У Кости мама была учителем, Анна Егоровна (ух и строгая была!) преподавала у нас химию. У Сашки мама трудилась технологом на швейной фабрике. Не скажу, что мы, обычные ученики, относились к Косте и Саше как–то по–особенному. Наоборот, где–то даже жалели. Мы — дружной компанией на школьную дискотеку или купаться на Урал, они — по библиотекам сидят, к очередным олимпиадам готовятся. Костя был явно выраженный технарь, весь такой серьезный, собранный, целеустремленный, Сашка — гуманитарий, фантастику запоем читал. Ближе к 10 классу (напомню, в СССР учились 10 лет, а не 11, как сейчас) интрига, кто же из них получит «золото», стала закручиваться не на шутку. Даже по ребятам это было заметно. Если раньше они вместе со всеми толклись на переменках, то потом стали как–то отдаляться. И между собой перестали общаться. Все их силы были брошены на получение медали. Мамы тоже активизировались: Анна Егоровна вдруг стала к Саше гораздо строже («претендент на медаль должен знать химию «на шесть»), участились визиты Сашиной мамы в школу. Честно говоря, мы все болели за гуманитария, Сашка был нам как–то ближе. Поэтому все громко начали возмущаться, когда заметили, что Косте на выпускном экзамене по русскому языку принесли на листочке готовый вариант сочинения. История умалчивает, переписал ли он полностью этот текст или все–таки, увидев реакцию одноклассников, написал свой, только говорят, именно это сочинение сыграло решающую роль в выборе кандидата на медаль. «Золото» досталось Константину. Александр на торжественное вручение аттестата и на выпускной бал не пришел, как мы его ни уговаривали.
Прошли годы… Когда в Интернете начался бум «Одноклассников», меня через поисковик нашли и Костя, и Сашка. Костя закончил после школы РГУ им. Губкина, живет в Москве, руководит небольшой фирмой. Саша отучился 6 лет в медицинском институте и поехал по распределению в Таджикистан, так там до сих пор и живет, работает в поликлинике мануальным терапевтом, подрабатывает «на жизнь» массажистом, а в свободное время пишет стихи. Он прислал мне несколько на память. Стихи хорошие, проникновенные. На мой вопрос, почему он не издаст их до сих пор, грустно ответил: «Я уже никому не верю…»
У этих ребят, которые боролись за золотую медаль, по–разному сложились судьбы. Только в одном они удивительно схожи: у каждого — по трое детей. И ни Саша, ни Костя не общаются со своими мамами…
