В Ростове-на-Дону в мае состоялась практическая конференция «Новые тенденции и современные технологии в организации электронного документооборота в органах государственной власти и в бизнесе». На заседаниях «круглых столов», семинарах, дискуссионных площадках обсуждались возможности системы электронного документооборота и делопроизводства.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) означает, что нам, потребителям госуслуг, теперь не нужно лишний раз искать справки и документы по каждому поводу и ходить за ними по разным учреждениям.
Технология подразумевает, что гражданин теперь может обращаться за получением необходимого пакета документов в одну организацию, проходя собеседование с одним специалистом, заполняя при этом одну форму заявления и представляя один минимальный набор необходимых документов. Далее все согласования идут уже автоматически. Служба «одно окно» в действии!
Как однажды заметил в своем выступлении директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Савва Шипов: «Время реакции каждого ведомства на электронный запрос составляет пять дней. И если автоматизированная система даст сбой, то «контора» должна успеть обработать заказ вручную и направить информацию заказчику хоть с курьером».
Как тут не вспомнить Хлестакова из гоголевского «Ревизора», который рассказывал, как он однажды управлял департаментом: «После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!».
В Батайске такого количества курьеров не набрать. Поэтому многим приходится выполнять их роль пока самостоятельно. Пенсионерке, ветерану труда Галине Иосифовне понадобилась услуга одного медицинского учреждения. Чтобы получить предусмотренную законом льготу, нужно было подтвердить звание «Ветеран труда». Предъявленное удостоверение не возымело действие, и ее отправили за этим подтверждением в управление социальной защиты населения.
Ну, мы еще с советских времен знаем, что «Без бумажки – ты букашка». Поэтому наша пенсионерка безропотно отправилась туда, куда послали. Отстояв положенную очередь, на удивление ей без справки выдали справку, которая подтверждала, что она действительно является…
Правда, «в нагрузку» ей еще выдали квиток из десяти пунктов. Эти пункты гласили, что ей непременно нужно представить подлинники двадцати одного документа и двадцати их копий. На первом месте стояла справка с места жительства, потом уже «Подлинники и копии паспортов ВСЕХ взрослых членов семьи.., Свидетельство о браке, Свидетельство о рождении, дополнительно для дочерей, вступивших в брак, свидетельство о браке и их копии (выделено в квитке — А.К.).
Шестым пунктом значилось: «Подлинник пенсионного страхового свидетельства ВСЕХ членов семьи (совершеннолетних или несовершеннолетних — ОБЯЗАТЕЛЬНО !!!!)».
Крупным шрифтом выделялось требование представить «Подлинник сберегательной книжки СБЕРБАНКА, вид вклада — «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ» или «ПЕНСИОННЫЙ ПЛЮС», заканчивалось все это «мелочовкой» по представлению квитанций и их копий по жилищно-коммунальным платежам за свет, газ, воду и мусор.
Если с квитанциями по ЖКХ понятно (они на всякий случай хранятся стопочкой в шкафчике), то где взять сберегательные книжки? Их у Галины Иосифовны отродясь не было.
Не знает она и о том, что на майской конференции в Ростове утверждалось, что «Ростовская область – один из трех регионов страны, где введена и успешно функционирует система межведомственного электронного документооборота. С 1 января 2014 года на Дону передача документов между органами исполнительной власти и их подведомственными организациями, органами местного самоуправления, городскими и сельскими поселениями осуществляется исключительно в электронном виде по системе «Дело».
Галина Иосифовна собирает справки…