Написала недавно материал о том, как в одном из городов области вот уже три года ремонтируют роддом и нет этому процессу ни конца, ни края. Чуть позже приехала туда еще раз, но по другому поводу – на День подписчика газеты.

Жители подходили и благодарили за статью: «Наконец об этом безобразии узнают все, и может, что–то изменится. Ведь дикость какая – наши женщины рожают в соседних городах! Когда к нам хлынул поток беженцев, проблема еще больше обозначилась. Украинских женщин тоже приходится развозить рожать в другие территории!»



Но здесь же одна дама «при должности» отвела меня в сторону и сказала буквально следующее: «Люба, плохая у тебя статья получилась!»

Думаю, может, цифры неверные указала, фамилии перепутала, стиль тяжелый? Оказывается, с этим все в порядке.

Статья плохая, потому что вообще появилась на свет. А если уж писать, то надо было в другом тоне — мол, городские власти не виноваты в затянувшемся ремонте. Наоборот, они так стараются, переживают, буквально пропадают на строительстве.

«Ну будь же патриотом своего города!» — попросила она, намекая на тот факт, что я когда–то здесь родилась.

Новая трактовка понятия «патриотизм» – «не выноси сор из избы, закрой глаза на беспорядки» — заставила меня сильно задуматься. Как прививать нашим детям патриотизм, если взрослые последнее время сами запутались и все чаще рассуждают об этом чувстве с точки зрения собственной шкалы ценностей.

«Подскажите, как можно объяснить четырехлетнему ребенку понятие «патриот», чтобы он понял?» — просит пользователей интернета молодая мама.

Ничего нового там подсказать не смогли, кроме цитирования Даля: «Любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Позволю добавить от себя — неравнодушие к судьбе родины, переживание за ее благополучие и стремление в силу своих профессиональных и иных способностей делать жизнь в ней лучше и достойнее.

Но на самом же деле, чтобы учить патриотизму, как и любви, нужно главное: этими чувствами должна быть пропитана атмосфера вокруг. А еще нужны достойные примеры.

Вспоминаю, что в школьные годы нам постоянно рассказывали о людях, сделавших для родины много полезного, — о космонавтах, героях войны, ученых, шахтерах, металлургах, хлеборобах. Был какой–то ориентир, показатель правильного направления.

Сейчас же подменяются не только понятия «любовь» – на «секс», «порядочный человек» – на «лох», но и сами герои нередко представляются как антигерои.

Чего только в последнее время ни вылилось на умы сограждан! Дошло до того, что даже подвиг моей любимой героини Великой Отечественной — Зои Космодемьянской — и тот новоиспеченные историки ставят под сомнение. Появились и рассуждения типа: «А может, нужно было сдать Ленинград фашистам?..»

Наверно, безумное вольное трактование всего и вся, приводящее общество в растрансформированное состояние, пора заканчивать. Как и заканчивать глумиться над своим прошлым.

Тогда, может, и детям сможем более понятно и четко объяснять, что такое патриотизм. Пока же требовать от них чего–то сложно.

...На днях приехала в детский лагерь. Ребята школьного возраста с удовольствием занимаются в самых разных кружках, в том числе оригами. «Своими руками делают разных персонажей! — говорит руководитель кружка. — Особенно популярны…» — и начинает перечислять всяких там «бешеных птичек», монстров и чудищ из американских мультфильмов.

«Ну вы бы хоть какого нашего персонажа сделали!» — бросает реплику кто–то из взрослых.

Например? Кроме Колобка, Волка из «Ну, погоди!», Хрюши и Степаши, Ивана–царевича и других героев, придуманных еще в советскую эпоху, ничего современного доморощенного назвать не смогли ни взрослые, ни подростки…