В одной из авторских телепрограмм Никиты Михалкова «Бесогон» был показан проведенный журналистами опрос людей на улицах. Вот лишь часть вопросов и ответов: «Кто такой Юлий Цезарь?» — «Русский патриарх». «Назовите русских композиторов?» — «Чайковский, Бах, Моцарт, Бетховен». «Из какого произведения Наташа Ростова и Андрей Болконский?» — «Из Тургенева, по-моему». «Текст Гимна России написал Сергей Михалков, а текст нынешнего – его сын Никита Михалков. Какой текст вам больше нравится?» – «Сегодняшний». «Что такое Холокост?» — «Побережье, наверное». «Бонапарт и Наполеон. Кто вам больше нравится?» – «Наполеон». «Последний император России?..» — «Иван Грозный».

Это — наши нынешние школьники и студенты (именно они приняли участие в опросе). Таков уровень их эрудиции, такая в головах мешанина вместо знаний, так они видят мир. И ничуть не комплексуют по поводу своей необразованности. Это уже даже не грустно… Ладно уж, неосведомленность молодых людей о том, в какой стране жили и творили композиторы прошлых веков. Но как быть с незнанием исторических фактов, литературных произведений? Ведь в заданных молодым людям вопросах нет того, чего бы они не изучали в школе. Но, видимо, их так учили истории, литературе... Впрочем, пожинать эти некачественные «плоды» просвещения мы начали не вчера.

На протяжении ряда лет общество возмущалось, какая у нас растет необразованная молодежь. И пока все твердили, что виной этому новая система образования, ЕГЭ, который не раскрывают полностью знаний учеников, Минобрнауки РФ продолжало «совершенствовать» школьные образовательные программы и контрольно-измерительные материалы по ЕГЭ. А по ним думать, анализировать, сопоставлять одно с другим не предусмотрено.

Это в старой образовательной системе учебные программы составлялись так, что, к примеру, изучение на уроке истории борьбы казачества Запорожской сечи с Речью Посполитой или война 1812 года совпадали с изучением «Тараса Бульбы» Николая Гоголя, «Войны и мира» Льва Толстого на уроке литературы. В сознании детей формировалась цельная, запоминающаяся картина мира. И в целом школьные учебники того времени были умнее и интереснее нынешних. Ведь многие из старшего поколения и сегодня могут вспомнить, о чем в них шла речь. Не говоря уже о дополнительной литературе, из которой они стремились почерпнуть что-то для себя новое и блеснуть знаниями на уроке, удивить учителя.

«Принципом одебиливания» назвал Никита Михалков ту «систему координат», в которой мы оказались. Последней пример — провальный ЕГЭ по русскому языку. Что называется, приплыли! Похоже, только сейчас Министерство образования и науки РФ увидело, к каким ужасным результатам привела вроде бы оптимистично начатая реформа системы образования. Теперь там обещают вернуть былую славу отечественного образования, традиционные выпускные экзамены в школе. Все это, конечно, замечательно. Но не надо забывать о том, что за пятнадцать лет реформирования и модернизации образовательной системы страна уже получила большое количество невежественных людей, не способных назвать имя последнего императора России и абсолютно далеких от истории и литературы.