Ростовский общественный транспорт ездит по новой схеме. Имена тех, кто ее придумал, предусмотрительно не разглашаются. Потому что уже сейчас у горожан есть к ним масса вопросов и претензий.

Основной: «Зачем вместо усиления контроля за работой транспорта и его состоянием нужно было ломать систему, которая складывалась практически десять лет?»

В результате того, что с Большой Садовой убрали самые востребованные маршрутки №№ 3, 80, 40 и перевели на улицу Красноармейскую, многие теперь вынуждены ездить с пересадками. Это — время (плюс 20-30 минут) и деньги (плюс 17 рублей).

Некоторые маршруты вообще отнесли к разряду дублирующихся и убрали. Другие «прикрыли», объяснив их невостребованностью у победителей конкурса автоперевозчиков. Мол, они не захотели работать на этих маршрутах. А люди, жители города? Их мнение кто-то спросил?..

Нужно сказать: число маршруток, которые спасали не имеющий метро миллионный город, сократили вдвое. К 2017 году планируют вообще от них избавиться. На поселке, где живу я, уже сейчас разогнали практически все привычные «газели». Чудом «зацепились» лишь две, за место в которых теперь нервотрепка. Остальное отдано новому перевозчику с его микроавтобусами корейского и российского производства, работающими в режиме «обычный».

Вчера проехала на одном из них, ради эксперимента. Пенсионеры рады и громко обсуждают: «Какой хороший нам автобус, наконец, дали! Прежние, большие, были старые и душные!» Работающие же граждане — как на иголках: несмотря на полупустой августовский город «без пробок», поездка заняла в два раза больше времени — почти сорок минут! Потому что в отличие от маршрутки автобус тормозил на каждой остановке. Пожилые люди, составляющие основную массу пассажиров, медленно спускались и поднимались по довольно высоким ступенькам. На входе доставали из сумок свои льготные удостоверения, потом — прятали их обратно и лишь после этого продолжали движение в салон.

Власти объясняют ход своих мыслей модным нынче словом «оптимизация» — на этот раз транспортной системы, но почему-то она только усложнила и без того непростую жизнь работающих граждан, за счет налогов которых и проводятся не самые удачные эксперименты над ними же самими.

— Что будет в сентябре, когда в город вернутся отпускники, студенты, — не хочется и думать! — строит нехорошие прогнозы активный пассажир маршрутов № 80 и № 67 Андрей Кравцов.

— Я уже сейчас в шоке! — говорит молодая мама Елена Горнева с маршрута № 51. — Воспитываю дочь одна и каждое утро езжу с ней на маршрутке пять остановок до детского сада. Когда у нас на поселке ходили маршрутки одна за другой, и то иногда не хватало мест в салоне. А тут — убрали почти все! Чтобы успеть дочку «забросить» в сад, а себя — на работу, теперь приходится выходить из дома еще раньше!..

Представители департамента транспорта говорят, что на некоторых маршрутах «газелей» было очень много, и они буквально «задавили» большие муниципальные автобусы. А может, автобусы просто не выдержали конкуренции?..

Если мы говорим о рыночных отношениях, то в них не место чиновникам с их желанием вечно указывать — на чем нам ездить, где на рынках или в супермаркетах — делать покупки…

Прелесть настоящих рыночных отношений и их ценность в том и состоит, что у человека есть право выбора, а предприятие или услуга существуют до тех пор, пока они востребованы