
«Ну как тебе новости?» — поинтересовалась моя подруга из Питера, когда Россия объявила о продуктовом эмбарго. «Да ничего критичного, — заметил я. — Проживем без пармезана и прочих импортных вкусностей». «Саш, ты нормальный? — был мне ответ. — Ризотто не сделать без пармезана, карбонару не сделать. У нас с мужем половина блюд автоматически выпадает!..»
По мнению столичных гурманов и определенной части интеллигенции, лишать людей права на качественную иностранную еду — это буквально фашизм. К этому вряд ли присоединится большинство населения. Для многих исчезновение импортных продуктов и вовсе может пройти незамеченным. Далеко не все россияне — поклонники французской и итальянской кухонь. Пармезану люди предпочтут сыр «Российский» или «Костромской», к примеру. Вполне съедобные продукты ведь, не отравишься. Да и импортные деликатесы не навсегда отнимают. У продовольственного эмбарго есть определенный срок — год. За это время отечественные производители народ прокормят. Однако некоторая часть общества уже привыкла кушать вкусно и дорого. Есть о чем подумать и ресторанам: меню многих из них изменится. Салат «Ницца» с пармезаном гурманы теперь точно в ближайшее время не попробуют… Хотя самые продвинутые из них уже нашли, как использовать эту ситуацию на благо своему бизнесу. В одном из екатеринбургских ресторанов появилось «санкционное меню», полностью состоящее из продуктов отечественного производства.
«Ты не можешь мне указывать, чем питаться — сыром «Российским» или «Ольтермани» — категорично заявил еще один мой столичный знакомый. И ничего, что российскую экономику пытаются утопить в санкциях западные партнеры. Главное, чтобы покушать было что.
Гурманствуя и покупая качественную импортную еду, недовольные неустанно критикуют происходящее у нас в стране. Хорошего в России мало, вон, даже еда и та — лучше из-за границы.
Впрочем, была бы такая возможность, они бы и не жили здесь, в России. Недавно мой московский знакомый, молодой парень, закончивший МГУ, спросил: «Не собираешься за границу? Делай загранпаспорт, пока не поздно. А то потом ведь запретят… Мы с женой думаем о том, куда бы уехать…» Последние продуктовые новости лишь укрепили его в этом желании. В мечтах о цивилизованной Европе мой московский знакомый водит экскурсии по столице, репетиторствует, преподает в вузе и зарабатывает деньги, которые ему с супругой позволяют путешествовать, да и питаться неплохо. Но свободы все же не хватает. Чтобы и митинги все разрешали, и шествия, и на Красной площади можно было бы громко ругать власть, а за это ничего бы не было. Не хватает такой свободы, какая была там, в Киеве, на Майдане…

