
«Меня 15-летний сын вчера на ... послал!» — слышу разговор двух прохожих мужчин. «Дети в школе внука буквально затравили!» — уже другая история.
«Дайте мне игрушку какую-нибудь недорогую, чтобы на могилку девочке соседской положить! Куклу не надо! Вы дайте так, чтобы я могла игрушку оттуда домой забрать и еще мой двухлетний сын ею поиграл бы!» — из реального разговора в магазине.
На днях поздно вечером возвращаюсь с работы, а поперек узкого тротуара — машина с грохочущей музыкой. Люди вынуждены обходить по проезжей части, но сделать замечание никто не решается. Все боятся последствий — от мата до побоев...
Морально и физически «растрансформированный» народ надо как-то вернуть в нормальное русло. Это намного сложнее, чем построить завод и даже развить высокие технологии.
Современный и очень сейчас популярный писатель Захар Прилепин предлагает, например, сконцентрироваться на совсем юных гражданах страны, превратив это даже в национальную идею. Взять сколько-то детишек и направить на них большое количество ресурсов, в том числе финансовых. Дать им лучшее воспитание, образование, вложить самые высокие идеи. Чтобы именно эти дети потом составили основу идеальной нации.
В общем-то, мысль понятна — поколение 90-х упущено, старшее — и вовсе непонятно как переделать — уж какое есть. Надежда только на совсем юных! Наверно, идея писателя не плохая, но очень уж утопичная. Потому что прав все-таки Ленин: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Это и про то, что многие дома воспитывают детей, как положено — уважать старших, не бросать мусор на асфальт, быть терпимым. Но — ребенок выходит в мир и видит противоположное.
Поэтому я всегда на стороне молодежи. В ее несовершенстве — наши собственные «темные» стороны.
По этому поводу вспомнился показательный случай. С восьми лет сын занимался футболом, а когда ребятам из его команды исполнилось лет по 14 — у спортклуба возникла идея: «дернуть» их из родных школ в одну общую. «Чтобы легче было совмещать занятия с тренировками!» – объяснили взрослые дяди, наобещав много радужного, но не конкретного. Пацаны загорелись перспективной профессионального футбола, родители не нашли в себе сил сказать «нет». А через год дяди «наигрались» и сообщили подросткам, что все отменяется — у них теперь другие планы и идеи. Проще говоря, команда и тренер больше не нужны. Пришлось опять возвращаться в свои школы и самое печальное — распрощаться с футболом.
«Ой, ваш сын был такой мягкий, добрый, а стал жестче!» — сказала мне потом учительница нашей школы. «Взрослые, видно, хорошо постарались!» — ответила я.
Кстати, еще до этой истории мы «клюнули» на объявление в одной солидной спортивной газете о том, что в Кабардинке открывается Школа бразильского футбола. На отбор тогда приехали мальчишки даже из Сибири. На новеньком стадионе с великолепным покрытием первые два дня все выглядело как в зарубежных фильмах. Надо было видеть, как горели у мальчишек глаза! А на третий день появились какие-то люди и сообщили, что продолжения отбора не будет. Как потом выяснилось, кто-то с кем-то не поделил стадион, а вместе с ним — и деньги...
Все это я написала к тому, что если заниматься качеством нации очень нужно, то, наверно, всей одновременно и изо дня в день. Тогда, может, что-то и выровняется.

