Когда я узнала, что в мэрии Ростова на заседании института общественных советников снова заговорили о том, что трамваи с улицы Станиславского надо убрать, то понадеялась на то, что хотя бы в этот раз у самих горожан, да еще и у историков, представителей турбизнеса спросят: нужен ли трамвай на Станиславского? 

Ведь речь идет не только о том, каким видом транспорта будут пользоваться люди, живущие в самой старой части города. Но и о его облике, о том, что в отдаленной перспективе потеряет район, из которого уберут трамвай.

Мне вполне понятна позиция банкира Василия Высокова – председателя комиссии по развитию экономики Общественной палаты Ростовской области, который утверждает, что трамвай в том варианте, в котором он существует сегодня, себя исчерпал. Зачем банкиру – трамвай? Особенно убедительно мнение автоэксперта, который уверен: все пробки на Станиславского – из-за трамваев: обесточили по какой-то причине линию – встали вагоны намертво. И правда: трамваи мешают автомобилям – по рельсам во встречном направлении не проедешь, да и в попутном вагон тоже не дает разогнаться. И автоэксперту трамвай как бы ни к чему. Да, наверное, низкопольные автобусы обойдутся дешевле и смогут себя оправдать. Жаль другого. Мы еще пока не знаем, в чем суть реконструкции улицы Станиславского, но желание сделать ее красивой вызывает простые вопросы и настораживает. Что будет с домами? Ведь их состояние – один из аргументов «против» трамвая. Если они ветхие – их надо реконструировать, перестраивать, укреплять фундаменты вне зависимости от того, будут по Станиславского ходить трамваи или нет. И это, безусловно, огромные расходы. А если их все равно укреплять надо, зачем убирать трамваи? Но ведь и демонтаж трамвайных путей обойдется в копеечку! Ведь этот вид транспорта, которому за девяносто, вместе с домами-ровесниками составляют единый исторический облик района, который может претендовать на туристическую пешеходную и велосипедную зону: по другим улицам Ростова из-за пробок просто не проедешь. Из-за пробок возросла популярность трамвая и среди горожан: в нем они не страшны. Это еще и экологичный вид транспорта. Почему-то в Европе трамваи есть, причем пользуются большим спросом. А мы поэтапно ликвидируем. Старшее поколение ростовчан прекрасно помнит, какие удобные и быстрые были маршруты в городе: «тройка» связывала Рабочий городок и завод Красный Аксай, ходили трамваи в отдаленные от центра микрорайоны – на Северный, Западный, на Чкаловский. Что – лучше без них стало?

Когда глава администрации Ростова Сергей Горбань пообещал посоветоваться с горожанами по поводу трамваев на Станиславского, я свой совет сразу подготовила. Вспомнила Крым, маленькую Евпаторию и трамвай, который бегает от города до пляжей у моря. Старому вагону больше полувека, но служит он делу доставки туристов честно и пользуется у них большой популярностью. В вагоне две кабины. Доехал вагоновожатый до конечной остановки – разворачиваться не надо: перешел по улице, можно – по вагону – на другой его конец, как в электровозе, и поехал назад. Вот такой трамвай-челнок видится мне на отрезке между Буденновским и Театральным проспектами. Достаточно двух вагонов, чтобы люди могли спокойно добираться до развязок.

И еще я нарисовала себе картину улицы без трамвая. Гарантирую, Станиславского сразу превратится в парковку автомобилей и будет соперничать по загруженности и загазованности с улицей Социалистической. Фактически вместо того, чтобы дать центру города вздохнуть, готовят условия для того, чтобы дышать вообще стало нечем.

Но со своим советом не успела: события разворачиваются так стремительно – 17 февраля замглавы городской администрации по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев сообщил, что уже ведутся работы по корректировке проекта реконструкции улицы Станиславского, который предполагает закрытие трамвайного движения на участке от пр. Буденновского до пр. Театрального.

Неужели ничего нельзя изменить?