Дата публикации:
18 мар 2015 г.
«Сегодня день защиты прав потребителей, с чем я вас и поздравляю, – написала я 15 марта на своей интернет-страничке и решила этот праздник отметить – разумеется, покупками.
696
Шоппинг – дело увлекательное, а спортивные покупки – еще и вроде как полезное. Видимо, такая же мысль посетила не только меня – на парковке «Декатлона» в тот день было особенно много людей. Тут для не-ростовчан нужно пояснить: крупнейший в наших краях магазин спортивных товаров находится за чертой города, и на время ремонта Ворошиловского моста добраться до него проблематично. Поэтому люди едут сюда чаще всего не за одной футболкой, а ради массовой закупки.
Разумеется, я не стала исключением – моя корзинка получилась с горкой. На кассе я была погружена в мечты о скором приобретении красивой фигуры – с такими-то обновками! – и очнулась лишь от резанувших слух слов продавщицы. Та монотонно перечисляла покупки и их стоимость, и одна из названных цифр показалась мне незнакомой.
– У меня пробивается именно эта сумма, – ответила кассир на мои возражения. – Я могу позвать менеджера из зала.
Тут немного теории: согласно п. 1 ст. 10 «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставлять достоверную информацию о товаре, в том числе и о цене. Молва гласит, что с помощью особо грамотных действий можно принудить магазин продать вам товар именно по той цене, благодаря которой вы согласились на покупку – это оферта, то есть задокументированное предложение. И разные отмазки вроде: «Цена буквально сегодня изменилась» или «Это стоимость другого товара, видимо, персонал ценники перепутал» – здесь роли не играют.
Но на практике без скандала, а то и судебного заседания такое реализовать в России (в отличие от большинства европейских стран и США) до сих пор невозможно. Можно наказать магазин «бескорыстно» – оставить запись в книге жалоб или вызвать к стойке руководство и потребовать извинений и немедленного исправления ценников в зале. Еще можно сделать снимок ценника в магазине и вместе с копией чека отправить в Роспотребнадзор – такая жалоба станет поводом для внеплановой проверки. Также можно собрать свидетельские показания и подать на магазин в суд с требованием компенсации морального ущерба, но это уже совсем вариант на любителя: моральных затрат на эту процедуру куда больше полученных в итоге пары тысяч рублей.
В общем, уважаемые читатели, ваша ведущая рубрики «Клуб потребителей» махнула рукой. Вещь была не особенно нужная, настроение приподнятое – я просто попросила отложить эту покупку. Но за действиями продавца уже стала следить. Через пару товаров – опять иная сумма, потом еще и еще... Крупные покупки – футболки, кеды, спортивный костюм для дочери – были без нареканий, но всякие недорогие «финтифлюшки» оказывались в полтора, а то и два раза дороже. Я уже сквозь зубы шипела очередное «Откладываем» и услышав итоговую сумму – вот честное слово, от злости! – потребовала заново проговорить весь список. Больше расхождений с ценами я не заметила, но вновь озвученная сумма оказалась на 500 рублей меньше!
Пока я рассуждала над своими дальнейшими действиями – спускать подобное магазину не хотелось, мой взгляд остановился на стремительно краснеющем пожилом мужчине у выхода – в его пакетах копался охранник магазина.
– В чем дело?! У вас какие-то подозрения?
– Я просто сверяю покупки с чеком, – спокойно ответил охранник. И посмотрев на меня, тут же добавил: – Если вы, разумеется, не возражаете...
Я возразила. Громко и аргументированно. И против ощупывания без повода уже ставших личными вещей покупателей. И против массового характера «ошибочных» ценников.
Скажете, устраивать скандал неприлично? Зато меня услышали другие покупатели. Многие стали сверять свои чеки, другие демонстративно игнорировали охранников, машинально протягивающих руки к пакетам почти каждого выходящего из магазина. Некоторые, послушав стихийную лекцию о защите прав потребителей, просто разворачивались у входа. Но поток людей в гипермаркете в выходной – достаточно большой (кризис, ты где, ау?!), и уже через минуту «свежие» покупатели так же радостно тянули загруженные корзины и тележки к кассам.
… На первом этаже торгового центра в это время проходил праздник в честь дня защиты прав потребителей. Голос ведущих иногда доносился и до нас: говорили о взаимном уважении, кристальных и доверительных отношениях, отлаженной системе контроля и досудебного разрешения спора. А за моей спиной очередной бдительный покупатель устраивал новый скандал по поводу копеечного резинового мячика, который на кассе внезапно подорожал в три раза.
В последние месяцы подобные ситуации уже стали типичными – из-за кризиса продавцы пытаются всеми силами сократить издержки. Нам, покупателям, это нужно держать в голове, особенно сейчас, и не стесняться отстаивать свои права – российские законы не имеют никакой привязки к текущей экономической обстановке.