Дата публикации:
25 мар 2015 г.
Если не принять действенных мер, задохнувшийся в автомобильных пробках Ростов станет непригодным для жизни. Но за добрую четверть века ничего похожего на стройную транспортную стратегию здесь так и не появилось. Городской транспорт меж тем застопорился в развитии на уровне 70-х годов.
1035
Структура его утратила стройность и соразмерность. В 90-е почти извели трамвай, а заодно под раздачу попал и троллейбус. Ростовские улицы заполнил автобусный секонд-хенд, к которому со временем присоединились полчища маршруток-душегубок с сонными гастарбайтерами за рулем. Потом трамваи вроде как амнистрировали и надумали сделать бесшумными. Что и попытались исполнить в процессе реконструкции двух городских магистралей. Вслед за чем снова заговорили о нецелесообразности трамвая... В общем, дожили мы до того, что сегодня развитие наземного транспорта и строительство подземки требуют едва ли не одинаковых вложений.
У многих на памяти транспортные проекты – один фантастичнее другого. Скажем, списанный сейчас в тираж монорельс в 90-е годы опутывал ростовские магистрали в мечтаниях градоустроителей. А канатная дорога с высокого правого берега в туманные задонские дали? В процессе подготовки к назначенному на 2018 годы мундиалю эта идея обрела второе дыхание. Правда, так и неясно, как вагончики, скользящие по канатам над Доном к спортивным сооружениям левобережья, смогут радикально повлиять на транспортную картину на улицах города.
Было время, когда начальственными умами владела идея некоего «легкорельсового трамвая». Странная, надо сказать, идея, потому как трамвай по самой своей сути является легкорельсовым транспортом. Возможно, имелся в виду скоростной трамвай, а может, и так называемый метротрам – трамвай, идущий по неглубокому тоннелю под землей. Тогда стоило, наверное, прежде чем изучать заморский опыт, посмотреть в сторону соседнего Волгограда. У них этот самый метротрам – городская обыденность.
Глядишь – и пригодилось бы. Ведь вожделенное метро в Ростове присутствует только в названии соответствующего муниципального учреждения. Даже если эта мечта ростовчан осуществится, едва ли это вернет в южный мегаполис утраченное транспортное благолепие. Трудно не согласиться с донским губернатором Василием Голубевым, когда он всякий раз, как разговор заходит о метро, подчеркивает: транспортные проблемы Ростова настолько запутанны, что решить их можно только в комплексе с решением многих смежных задач.
В комплексе – это и развивая трамвай, который в отсутствие метро имеет шанс стать основным видом транспорта. Но при рациональном построении маршрутной сети, разумном сочетании наземных, подземных и надземных участков, увязке трамвайного движения с другими видами электротранспорта. С троллейбусом, городской электричкой, с которой у нас пока ничего не выходит. С аэроэкспрессом, который неизбежно появится с вводом в строй Южного хаба.
И есть еще одна специфическая проблема. Это то, что можно назвать транспортной культурой горожан. Ее низкий уровень ростовчане продемонстрировали в минувшую субботу, когда дружно отправились на собственных машинах любоваться «Русскими витязями». В итоге Ростов в очередной раз впал в многочасовой транспортный коллапс.
Понятно, что перестройка сознания – процесс не менее трудоемкий, чем создание современной транспортной инфраструктуры. Но без этого все затраты на развязки, тоннели, эстакады, рельсы, современный подвижной состав теряют смысл и эффективность. Город так и останется с забитыми транспортными артериями.