Скоро в отечественные правила дорожного движения будут внесены изменения, о чем уже есть проект соответствующего постановления. Для непосредственных участников движения, на первый взгляд, сюрпризов подготовлено не так уж и много. 

В отличие от большинства нормативных документов такого типа, в основном носящих запретительный характер, на сей раз в явном выигрыше окажутся мотоциклисты, которым разрешат передвигаться вне населенных пунктов со скоростью до 110 километров в час вместо разрешенных ныне 90. Владельцам двухколесных железных коней эта новация, возможно, облегчит взаимоотношения с инспекторами ГИБДД. Насколько же она будет полезна в деле общей безопасности дорожного движения, предсказать сложно. В интересах этой самой безопасности предполагается еще ограничить скорость загородного движения до 70 километров в час для всех водителей со стажем менее двух лет. И школьным автобусам позволят свободно разъезжать по полосам, предназначенным для общественного транспорта. В городах наверняка это будет одобрено широкой школьной общественностью, в сельской же местности, скорее всего, нововведение останется практически незамеченным, так как специально выделенных для общественного транспорта полос там и в глаза, как говорится, никто не видел.

Все вышеперечисленное в большей мере касается участников дорожного движения, а вот для сотрудников ГИБДД, судя по всему, жизнь проще не станет, поскольку придется им теперь оформлять дорожно-транспортные происшествия в соответствии с новыми требованиями. Инспекторам, в частности, предстоит очень точно фиксировать координаты ЧП, строго учитывать состояние дорожного покрытия, освещения и даже то, где и в каких автошколах прошли обучение участники аварии. Сотрудников ГИБДД обяжут выяснять не только прямые, но и косвенные причины произошедшего. Если водитель раньше сбивал пешехода на пешеходном переходе, и инспектору было достаточно зафиксировать только сам факт случившегося, теперь ему необходимо будет тщательно обследовать всю окружающую обстановку. Выяснять в том числе, имелись ли припаркованные в непосредственной близости к пешеходному переходу автомобили, насколько закрывали они обзор и для пешехода, и для движущегося транспорта.

В новой карточке учета ДТП, которую должны будут заполнять инспекторы, предполагается фиксировать 200 факторов, так или иначе имеющих отношение к ЧП. Дорожная разметка, правильность установки постоянных или временных дорожных знаков, условия освещения, технического состояния автомобилей, качество дорожного покрытия, скорость прибытия к месту аварии работников спасательных служб, уровень их профессионализма, наличие или отсутствие у водителей страховки, состояние их здоровья и т. д. и т. п. Отдельный раздел посвящен ДТП, в которых пострадали дети. В нем будет учитываться, имелись ли в транспортном средстве детские кресла, правильно ли были они установлены, какие травмы получили маленькие пассажиры. Сколько времени потребуется для оформления одной карточки учета ДТП, какие временные нормы на это будут назначены, остается пока только гадать. И сколько придется ждать приезда инспекторов на место ДТП, если на каждом происшествии они будут заполнять объемные «формуляры»?

На основе же собранных данных планируется в дальнейшем еще и проводить анализ вообще всех дорожно-транспортных происшествий в стране. У предстоящего еще нововведения уже сегодня есть немало критиков среди отечественных автовладельцев – непосредственных участников движения. По их мнению, предлагаемый нормативный документ чрезмерно усложнит задачу полицейским инспекторам, переводя их деятельность в плоскость статистической математики и очень объемного документирования.

– Такая статистическая система мешает оперативно менять ситуацию, – считает руководитель общественной организации «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. – Случается, ДТП на одном и том же месте происходят неоднократно, а в ГИБДД заявляют, что можно установить знак только в результате некой статистики. Так что же – ждать, пока в этом месте произойдет «нужное» количество ДТП или число погибших станет убедительнее?

Время, несомненно, покажет, сколь верными, необходимыми и полезными для россиян станут изменения, вводимые в правила дорожного движения.

Лично мне, чей водительский стаж приближается к четырем десятилетиям, по душе пришлось, пожалуй, лишь положение об ограничении скорости загороднего движения до 70 километров в час для тех, кто пока провел за баранкой меньше двух лет.