
Дата публикации:
1 апр 2015 г.
Скандал с постановкой в Новосибирском театре оперы и балета спектакля «Тангейзер», в котором от вагнеровского первоисточника остались только музыка и название, а в качестве первостепенного персонажа выведен Иисус Христос, помещенный режиссером в общество полуобнаженных (топ-лес) девиц и изображенный на рекламном баннере распятым между голых женских ног, прогремел на всю страну.
1015
В Новосибирске он вызвал митинги протеста православных верующих и патриотических организаций. Им противостояли защитники «свободы творчества», оправдывающие создателей скандального спектакля всегда безотказно срабатывавшим объяснением: «...они (проводники современного искусства. – Л.К.) так видят».
Это могло бы и сейчас сработать, поскольку состоявшийся по поводу «Тангейзера» суд не усмотрел в постановке оскорблений чувств верующих. Страсти в итоге еще больше накалились. Одна сторона возмутилась, другая, наоборот, обрадовалась, оттуда даже прозвучало, что скандал, мол, только подогрел интерес к спектаклю.
Конец баталиям положило Министерство культуры РФ, уволив директора театра. С объяснением: негоже ставить в государственном театре на бюджетные деньги спектакли, которые вносят раскол в общество.
Это оказалось неожиданно. И отчасти даже символично. Ведь до сих пор государство демонстративно не вмешивалось в ведущиеся на культурном фронте баталии, предоставляя «актуальным творцам» возможность реализовываться по полной.
И они самовыражались на всю катушку. Чего стоит один только скандальный авангардист-галерист Марат Гельман с его откровенно антирусскими, антиправославными «шедеврами» – изображениями, например, храмов с куполами в виде клизм; или карты России, составленной из половых тряпок; или тройки голых бабищ на конях в качестве пародии на васнецовских «Трех богатырей»; или целующихся милиционеров.
Несмотря на вызываемое его творениями возмущение публики (в одном городе его по голове стукнули, в другом – в физиономию плюнули), он колесил со своими выставками по стране, пока не отбыл за границу (может, иссяк, а может, субсидирование кончилось). Но факт есть факт: за весь период творческой активности на родине, столь усердно им «опускаемой», никто из властей его к ответу за разрушительную деятельность не призвал, публично не осудил.
А сколько выпускается сейчас литературной продукции с фактами фальсификации истории, демонстративным принижением образов русских людей, с матом, грязными сценами? А тенденциозные телепрограммы о Победе с утверждениями типа «завалили трупами», «массовая сдача в плен»? А фильм «Левиафан», где наши соотечественники представлены в таком неприглядном виде, что хоть ложись да помирай: пьянь, рвань, аморалка, безнадега, кругом подлецы и шкурники? И ведь это произведение было выдвинуто российским кинокомитетом на «Оскара». Поразительно, как это американцы упустили возможность в очередной раз нас макнуть и не присудили фильму золотую статуэтку.
А недавно прошедший по ТВ сериал «Родина», широко разрекламированный и распиаренный, разве не из того же ряда? В нем тоже – циничные и продажные представители власти, их собирается взорвать принявший в чеченском плену ислам российский офицер, и лишь по воле случая теракт не происходит, но главный герой-предатель так и остается не разоблаченным.
В сегодняшней обострившейся политической реальности, когда все балансирует на грани, разве такие произведения нужны?
Не помню, кто именно из великих сказал: бойтесь общения с теми, кто подрывает в вас веру в себя.
Так, может, ситуация с «Тангейзером» – это новая точка отсчета, означающая, что государство наконец берется защищать нас от духовных разрушителей всех мастей? А то ведь все заждались уже.

