Дата публикации:
3 апр 2015 г.
Чуть больше месяца остается до празднования 70-летия Победы. С экранов телевизоров и со страниц газет идут сообщения: «…проведена реконструкция Мемориала памяти», «…в школе прошли уроки памяти», «…установлены три новых памятника, два Вечных огня станут постоянными», «…участники ВОВ смогут проехать по железной дороге бесплатно».
1240
Среди огромного потока информации (иногда напоминающего сухой отчет о выполненной работе) зацепили две новости. Первая – об идее жительницы Великого Устюга Валентины Жуковой, которая сделала для своего внука тетрадки с информацией о земляках - Героях Советского Союза. Ее инициативу поддержал молодежный парламент Вологодской области, и теперь подобные тетради появятся у школьников старших классов всех муниципальных образовательных учреждений. Вторая новость – про девятиклассницу из города Рыбинска Ярославской области Екатерину Ролдугину. Девочка (с помощью родителей и учительницы математики) составила сборник задач по истории Великой Отечественной войны. В нем - разделы, посвященные героям войны, военной технике, крупным сражениям, боевому пути 234-й Ярославской стрелковой дивизии. События представлены в виде математических задач. Например, произведя вычисления и заполнив таблицу, можно узнать имя летчика, совершившего ночной таран над Рыбинском в августе 1941 года или вычислить вес пайки хлеба, выдававшейся жителю блокадного Ленинграда. Даты начала и конца войны легко определить, решив небольшое уравнение. Хотя сборник задач пока не вышел за рамки самиздата (напечатаны всего три экземпляра), он уже востребован учителями рыбинских школ.
Почему эти новости (тоже посвященные 70-летию Победы) так запомнились, так зацепили внимание? Может, потому, что резко отличаются от других своей неординарностью? Простые люди своим примером показали, что рассказать о войне можно не только на традиционных уроках памяти. Ведь чего греха таить, большей частью они проходят формально. Я недавно была на одном таком уроке… Больше всего за его организацию волновались директор школы и учителя, дети вели себя равнодушно: и те, кто сидел в актовом зале, уткнувшись в сотовые телефоны, и те, кто принимал участие в постановке. Свои слова из десяти школьников, выступающих на сцене, выучил только один. Остальные монотонными голосами, без выражения и пауз, читали текст по бумажкам. Даже присутствие среди зрителей ветерана Великой Отечественной войны их не смущало. Честно говоря, хотелось встать и уйти с такого «урока памяти». Удерживало только уважение к убеленному сединами человеку, грудь которого украшали ордена и медали. Он, несмотря на плохое самочувствие, нашел время и силы прийти в школу. «Я не мог поступить иначе. Ребята должны знать, что война – это ужас». А как они это узнают? По тексту, который насильно вручил учитель? После окончания мероприятия не удержалась, подошла к директору, спросила, может, лучше было бы ребятам показать кадры военной кинохроники или фильм о войне? «Вы что, там же кровь и смерть, нельзя детей травмировать». А потом мы жалуемся, что молодежь ничего не знает о Великой Отечественной…
«Лучше ничего не знать о войне, чем делать вид, что знаешь», - прочитала в Интернете мнение одной популярной блогерши. Жестко сказано. Наотмашь. Но ведь это - самый простой рецепт забвения. Который запросто может стать слоганом для тех, кто путает даты и считает, что Жуков, как Рэмбо, в одиночку штурмовал Берлин. А может, лучше взять пример с тех, кто сочиняет математические сборники про войну и делает памятные тетради для своих внуков? Это трудно – спору нет. Легче забыть, вычеркнуть. Или эпатировать: я – круче всех, я не делаю вид, что «знаю и помню», не пишу «спасибо деду за Победу», я не такой, как все. Только интересно посмотреть на этого, «не такого, как все», случись беда… Будет прятаться за спины тех, кто «как все»?
А, может, пока не поздно, начать рассказывать своим внукам – правнукам о войне? Не дожидаясь, когда они сами подойдут и спросят о ней. Не подойдут и не спросят. Не потому, что не хотят ничего знать. Просто… не до этого им сейчас, друзья и компьютер важнее. И обижаться на них не стоит. «Если бы молодость знала…» Лучше выбрать время, усадить ребенка рядом и рассказать ему все, что знаете о том страшном времени. Или прочитать вместе книгу, посмотреть фильм. Можно сходить в военно–исторический музей, показать экспонаты тех времен. Поверьте, пройдет много лет, и повзрослевшие дети будут благодарны вам за этот экскурс в историю. Как я благодарна своей прабабушке Евдокии Кузьминичне Соболевой, которая рассказала мне о сыне Сергее. Жалею только, что мало она мне про него рассказала. Помню, что был политруком, погиб в 1942 году, «поднимая солдат в бой», как было сказано в похоронке. Информация о том, где похоронен Сергей Мефодьевич, пришла только в 1979 году, когда захоронение нашли поисковики. Почти сорок лет прабабушка не знала, где покоится прах ее сына. Только сейчас понимаю, как тяжело было ей все эти годы…
Это мы должны объяснить нынешнему поколению, что война – это не компьютерная игра, где можно использовать запасную жизнь и начать бой заново. На реальной войне все совсем иначе. Там - настоящие смерти и боль, слезы и ужасы, которых нельзя избежать, просто нажав на кнопку компьютера. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» - написала поэтесса Юлия Друнина. Поэтому… Пусть дети знают. Они умные, они все поймут. Вот что написала в своем сочинении второклассница София Гуртовая: «Великая Отечественная война была давным–давно, когда еще не было ни меня, ни моей мамы, ни маминых родителей. В Интернете я прочла: «Война – это вооруженный конфликт двух и нескольких государств». Мне не совсем понятно это объяснение, поэтому я с этим же вопросом обратилась к бабушке, которая во время войны была ребенком… « Война – это голод и холод, это когда рано взрослеешь и постоянно боишься потерять кого-нибудь из близких», – ответила бабушка. А мой прадедушка, который в 16 лет ушел на фронт, так говорит о войне: «Война – это смерть и потери, когда убийство становится обычным делом. Только понимание того, что мы боремся за свободу своей Родины, помогло нам победить и остаться людьми». Так зачем же помнить о войне, если она такая страшная? Мама говорит: «Без прошлого нет будущего», и я, кажется, начинаю понимать, почему. Мы должны знать свою историю, помнить тех, кто отдал жизнь за нашу свободу. Ведь как можно научиться ценить мирное время, не зная, что бывает иначе…»