Возможно, уже к следующему Дню Победы ювелиры изготовят дорогие украшения, имитирующие георгиевские ленточки. Не исключено, что среди людей с достатком спрос на них будет, и немалый. Скорее всего, реакцию в обществе это вызовет неоднозначную. Как минимум горькие усмешки, поскольку георгиевская ленточка, особенно для старшего поколения, предмет священный. Это все равно как первохристиане увидели бы крест, сверкающий драгоценными каменьями.

Впрочем, превращение одного из символов самой великой нашей Победы в предмет роскоши – проблема пока только гипотетическая. Многих россиян беспокоит сегодня другое: неуместное использование обычных георгиевских ленточек, широкодоступных благодаря демократической цене на материал, из которого они сделаны.
Перегибы наблюдались и все еще наблюдаются не только в использовании георгиевских ленточек как элемента праздничного дизайна, но и в оценке этого явления. Некоторые не просто возмущаются зрелищем каких-то продуктовых полуфабрикатов, украшенных изображением этой победной ленточки, перевязанных ею бутылок сорокаградусной, но и усматривают в этом влияние недругов нашей страны, якобы подбрасывающих нам через Сеть разрушительные оформительские идеи.

Ну это уж очень круто. Представьте, что в 1912 году, когда Россия праздновала 100-летие победы над Наполеоном, в продаже появились кондитерские изделия – разные там конфеты и печенья, названные в честь полководцев, знаменитых битв, знаковых событий Первой Отечественной. Так кондитеры решили внести свой вклад в празднование той – самой мощной на тот момент – российской победы. Хотя, если взглянуть на вещи строго, инициатива в патриотическом плане несколько двусмысленная. Но ничего: храбрости у наших воинов эти конфеты не убавили.

А первая свадьба в Донецкой народной республике, когда полевой командир Моторола сочетался браком с боевой подругой – красавицей Еленой? В пышную косу невесты была вплетена георгиевская лента. Кто заподозрит, будто патриотизм этой пары – показной?

Другое дело, что в последние три-четыре года мы столкнулись с тем, чего прежде у нас не было: модой на символы Победы. Пару весен назад было модно привязывать георгиевскую ленточку к стреле автомобильной антенны. С прошлого года еще круче стало ездить под красным флагом с гербом СССР, а то и под двумя: красным и нынешним российским триколором. Нынче самые большие автомодники крепят к машине башню со стволом, чтобы напоминало танк Т-34... А женщины еще недавно не видели ничего предосудительного в том, чтобы привязывать георгиевскую ленту к дамской сумочке или даже хозяйственному баулу. Теперь они все чаще покупают или делают своими руками из этих ленточек стильные украшения – броши и бутоньерки.

В эти праздничные дни некоторые медийные лица радостно распространялись о том, что среди молодежи становится модно быть патриотом. А вот это, на мой взгляд, самое тревожное. Потому что мода переменчива. В том числе и мода на идеи.

Помните, как в перестройку в ходу была подлая шутка о том, что если бы не взяли наши деды в сорок пятом рейхстаг, жили в восемьдесят пятом не хуже западных немцев? Сегодня, слава Богу, другой лозунг популярен: «Спасибо деду за Победу!» Вот и не сойти бы с этой позиции.