Коллапс автомобильного движения в донской столице заставил городскую мэрию обратиться к непопулярным, но эффективным мерам – организации платных парковок. Они начнут действовать в Ростове уже с сентября нынешнего года.

Опрос общественного мнения показал, что более 70 % его участников решительно высказались против новшества. Но есть ли альтернатива? Принцип: один автомобиль – один водитель – одно машино-место в центре, занятое в течение целого рабочего дня, больше не работает…

Парковок в Ростове катастрофически не хватает. В историческом центре, где дороги спланированы еще в XIX веке, ситуация обстоит хуже некуда. Достаточно посмотреть на такие улицы, как Социалистическая или Соборный, где по обеим сторонам проезжей части впритык друг к другу бесконечной вереницей припаркованы автомобили, а для проезда оставлена лишь одна полоса. Если случается ДТП, в многочасовой пробке-ловушке, из которой нет выхода, точнее – выезда, оказываются сотни автомобилистов… О качестве атмосферного воздуха в центре Ростова и состоянии экологии говорить давно не приходится – это даже не обсуждается, увы.

…Как рассказал корреспонденту «НВ» директор департамента автодорог и организации автомобильного движения администрации Ростова Арам Егиазарян, пакет необходимых документов для организации платных парковок практически подготовлен. В июне будет проведен конкурс инвесторов, готовых вложить деньги в организацию парковочных мест – нанесение разметки, установку платежных терминалов и специальных знаков, а также в создание центра обработки информации, получаемой от автомобилей – парконов, «вычисляющих» неплательщиков с помощью видеофиксации.

Платной в Ростове будет парковка в квадрате, ограниченном Театральной и Сиверса, Береговой и Текучева. «Проба пера» начнется в сентябре с проспектов Ворошиловского и Буденновского. Предполагается, что если на одной стороне улицы парковки будут платными, то на другой стороне стоянка автомобилей будет запрещена.

Понятно, что для тех, кто не представляет себе, как можно перемещаться по Ростову без автомобиля, это будет серьезным стрессом. Предполагаемая цена парковки за час – от 30 до 40 рублей. Выходит, за 8 часов парковки в день придется выложить до 320 рублей. Умножьте это на число рабочих дней в месяце… В Ростове много богатых людей, которые, без сомнения, с легкостью осилят эту ношу. У меня есть знакомая, живущая в центре в трех кварталах от места работы, но добирается она туда исключительно на автомобиле и не желает от него отказываться ни при каких условиях. Но много и тех, для кого плата за парковку станет неразрешимой проблемой. Им придется пересаживаться в общественный транспорт. Что им может предложить город?

Грязные автобусы, списанные пару десятилетий назад в европейских странах и закупленные по дешевке, которые народ называет не иначе, как «душегубки»? Сегодняшнее состояние подвижного состава многих ростовских автопарков просто позорно – в допотопных автобусах даже окна не открываются. О кондиционерах, так необходимых летом в нашем южном городе, и говорить не приходится. Низкий уровень культуры вождения, грубость водителей, отсутствие регламента пребывания на остановках, где автобусы простаивают по 5 – 8 минут, не выдерживают никакой критики. Потому очевидно, что параллельно с организацией платных парковок администрация Ростова должна обратить серьезное внимание на работу общественного транспорта.

В Москве аналогичный эксперимент начался несколько лет назад. Теперь уже ясно, что наличие платных парковок в центре помогло снизить загруженность столичных улиц на 25 %, увеличилась скорость движения автопотока. Число нарушений парковок сократилось на 60 %. Кому захочется платить штраф в 3 тысячи рублей за то, что припарковался на тротуаре или на газоне? Неизбежность наказания за нарушение Правил дорожного движения в столице привела и к тому, что сегодня разве что сумасшедший позволит себе выехать на полосу движения, отведенную для общественного транспорта, что в Ростове – в порядке вещей. В Москве это тотчас же фиксируется бесстрастными видеокамерами, а за этим следует непременный штраф в несколько тысяч рублей.

Московский опыт подсказывает: проблему надо решать сообща, подключая ГИБДД и вечно сетующих на свою тяжелую жизнь автотранспортников. Обустроить платные парковки – полдела, надо еще создать для людей комфортную среду, что значительно труднее.

Кстати, москвичи сами распоряжаются средствами, вырученными от платных парковок, – 70 % идет на благоустройство дворов, 30 % – на благоустройство домов. В Ростове доходы от платных парковок собираются направить в дорожный фонд – вновь чинить бесконечные ямы на дорогах… Московский вариант понравится ростовчанам больше, уверена.