Дата публикации:
22 мая 2015 г.
Такого не бывало даже в советские времена: только в мае на экраны вышло несколько кинопремьер о Великой Отечественной
1884
На днях один из наших кинодеятелей выразил надежду на то, что число фильмов военной тематики, способствующих патриотическому воспитанию молодежи, скоро увеличится. А произойдет это потому, что государство, осознав важность этого кинонаправления, будет его всячески поддерживать.
Из майских проектов в центре зрительского внимания оказались новая экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» (мы рассказали об этой версии в прошлую пятницу) и телесериал «Молодая гвардия».
Его рекламный слоган: «Подлинная история «Молодой гвардии». Его создатели всюду подчеркивают, что их «Молодая гвардия» - это не экранизация одноименного романа Фадеева и не ремейк снятого в 1948 году по его мотивам фильма Герасимова. Это, де, «современный взгляд на события в Краснодоне». «Мы опирались на исторические материалы, рассказывающие о судьбах молодогвардейцев», - уверяла в одном из недавних интервью исполнительница роли Любки Шевцовой Екатерина Шпица.
При этом участники проекта упирают на то, что новая «Молодая гвардия» сделана на том самом киноязыке, который сегодня понятен молодежи.
Что же это за язык такой и что за современный взгляд на краснодонскую трагедию?
Если бы героями сериала «Молодая гвардия» были персонажи вымышленные, живущие в некоем городе Энске, можно было бы сказать, что картина получилась неплохая. С рядом сюжетных и психологических нелепостей и нестыковок, но в той или иной мере они всегда присутствуют в фильмах с «детективно-шпионским уклоном», как позиционируют сериал. А в целом – неплохая, с интересными актерскими работами (один только начальник краснодонской полиции в исполнении Дмитрия Быковского чего стоит!), и в изобретательности авторам не откажешь.
Но Шевцова, Громова, Кошевой и другие молодогвардейцы – это не вымышленные персонажи. Еще недавно их имена знала вся страна, и не просто знала. Для многих в юности они были идеалами. К фильму о таких людях – отношение особое.
Реальная история реальной молодежной подпольной организации «Молодая гвардия» по сей день полна загадок и тайн. Это касается и подробностей ее деятельности, и ужасного провала, стоившего жизни десяткам людей. Вернее всего, что большинство этих тайн никогда уже раскрыто не будет. Почти все из тех боевых и разведывательных операций, которые совершают в сериале молодогвардейцы, выросли из очень скупых, буквально однострочных сведений, а нередко являют собой просто фантазии авторов.
К примеру, вся сюжетная линия, связанная с немецким горным инженером, у которого Олег Кошевой сначала был в помощниках, а потом его взорвал, разглядев звериное нутро «культурного фашиста», - вымысел. В документах о краснодонских партизанах упоминается о жене одного подпольщика, которая пыталась взорвать немца - начальника шахты. Есть также свидетельства того, что молодогвардейцы и другие сознательные рабочие всячески препятствовали восстановлению и нормальной работе шахт в оккупационный период, но все это с Олегом Кошевым не связано. И это в фильме не единственный случай событийного микса.
В одном из репортажей со съемок сериала, проходивших, кстати, в Ростовской области, его режиссер Пляскин говорил, что в романе Фадеева и фильме Герасимова многое политизировано, а здесь будет гораздо более полно и правдиво воссоздана жизнь Краснодона в оккупацию. Будут показаны личные взаимоотношения между молодогвардейцами, которые позволят зрителям по-новому взглянуть на хрестоматийные образы.
Новизна получилась необычайная.
Одна из не до конца проявленных тайн «Молодой гвардии» - это оклеветанный врагами ее комиссар Виктор Третьякевич. Почему именно его враги решили представить предателем? Нет убедительного ответа на этот вопрос, хотя, возможно, и какой-то своей логики или особой причины здесь тоже не было. Это обвинение с Третьякевича сняли только спустя годы после его гибели, так что Герасимову пришлось потом вносить в свой фильм некоторые изменения.
В сериале «Молодая гвардия» мотив клеветы на Третьякевича обыгран по-своему. Третьякевич здесь вообще – центральный герой. Ведет музыкально-психологический поединок с фашистом Ренатусом, который в действительности был шефом окружной жандармерии, а в фильме превратился в коменданта Краснодона. Играют на скрипках, играют на нервах. Третьякевич попадает в ловушку, расставленную Ренатусом, погибает, но выигрывает, поскольку молодогвардейцы в финале не сломлены, поняли, что их комиссар – не предатель, а в небе над Краснодоном – грозная музыка наших бомбардировщиков. Такая вот героико-романтическая история. Непонятно только, почему происходить она должна в Краснодоне с участием молодогвардейцев…
«По актерской легенде, Люба старше остальных. Как минимум лет на пять. Она обученный профессионал, окончила школу КГБ, владеет немецким», - сообщает Шпица о своей Шевцовой «Собеседнику».
Любке Шевцовой на момент ее мученической смерти было восемнадцать с половиной лет. Немцы поражались мужеству и стойкости такой молоденькой девушки. Возраст окрашивает ее подвиг особым светом. Зачем вносить правки в биографию краснодонской партизанки?
Есть к авторам и много других вопросов. Непонятно, зачем понадобилось им преждевременно убивать засланного в полицию казачка – Анатолия Ковалева, и тем более – Жору Арутюнянца. Арутюнянц был одним из немногих, кому удалось ускользнуть от полиции, когда в Краснодоне начались аресты молодогвардейцев. Он добрался до Новочеркасска, откуда был родом и где жили его родственники. После разгрома оккупантов ушел добровольцем на фронт, дожил до Победы.
Таких неточностей или пренебрежения неоспоримыми фактами в «подлинной истории» «Молодой гвардии» немало. Это удивительно, поскольку сериал вышел под эгидой федерального Министерства культуры и Всероссийского военно-исторического общества.
Современный взгляд, которым авторы сериала посмотрели на трагедию и подвиг краснодонцев, вместил в себя рассуждения Ренатуса о том, что Сталин создал империю зла, но навел в этой дикой стране порядок. Вписался в новый концепт и образ загадочного Артиста, явно связанного с НКВД, который декларирует, что воля индивида – ничто в сравнении с волей и целями коллектива. А вот комсомольские и литературные идеалы молодогвардейцев как-то затушеваны. При том, что именно верность комсомольскому долгу и привела многих в «Молодую гвардию». Ни при каких обстоятельствах юный Олег Кошевой не желал расстаться со своим комсомольским билетом. Для Ули Громовой портреты Ленина и Сталина были, как иконы. В заявлении с просьбой зачислить в школу радистов Любовь Шевцова писала не просто о Родине, а о родной своей советской стране. Давала клятву честно и добросовестно ей служить, «гордо и смело выполнять» боевые задания. Можно ли без всего этого верно передать дух того времени и, не погрешив против истины, показать, что же помогало молодогвардейцам выстоять?
Сериал «Молодая гвардия» активно обсуждается на форумах, но, судя по аргументам многих участников дискуссий, в головах зрителей после этой картины – полная сумятица.
Думается, что если федеральное Минкультуры поощряет такую вольную интерпретацию событий, которые для нашей истории являются знаковыми, и иным способом молодых зрителей рассказом о подпольщиках, по его мнению, не увлечь, следовало хотя бы сделать еще и масштабный документальный фильм о «Молодой гвардии». Чтобы правду отделить от вымысла. А иначе запутаем наших молодых зрителей. Ведь не факт, что вскоре другая группа кинематографистов не предложит еще более крутую версию.