25 мая стартовал Единый государственный экзамен. Выпускники школ сдают его в более строгих, чем в прошлом году, условиях. В аудиториях установлены видеокамеры, во всех регионах сдача ЕГЭ транслируется в режиме реального времени через Интернет, федеральный портал «Смотри ЕГЭ». Таким образом Минобрнауки РФ, Рособрнадзор создали равные условия для всех участников экзамена. Похоже, в ведомствах о том, как пройдет госэкзамен, волнуются больше, чем в среде самих выпускников. Есть о чем. В прошлом году старшеклассники настолько плохо сдавали экзамены по основным предметам, что в пожарном порядке баллы по русскому языку были снижены с 36 до 24, а по математике – с 24 до 20. Иначе бы выпускники не получили аттестат.

В ЕГЭ-2015 федеральные образовательные ведомства ввели ряд изменений. Появилось сочинение, которое старшеклассники написали в декабре. Те из них, кто не смог связать 350 слов (допустимое количество слов при сдаче экзамена) в сочинении и получил незачет, могли пересдать его дважды. Таких набралось 5 % из 690 тыс. выпускников. В этом году введено два уровня сдачи математики – базовый, по результатам которого можно будет проверить, сможет ли ученик, окончив школу, хотя бы посчитать налоги, проценты, семейный доход. А также – профильный для тех, кто собирается поступать в вузы, где математика является профилирующим предметом. Не стали рисковать и с минимальным порогом, сохранив по базовой части математики прошлогодние 20 баллов, а по профильной установили – 27. В этот год из прошлого перекочевали 24 минимальных балла по русскому языку. В ЕГЭ по русскому языку не будет части А, то есть исчезнут вопросы с выбором ответов. Выпускникам придется давать подробный ответ и обосновывать его. Английский язык старшеклассники могут сдать устно и письменно. Причем каждый сам решит, сдавать ему устную часть или нет. Однако этот выбор влияет на получение максимальной оценки за экзамен. Сто баллов можно получить, если выпускник сдаст и письменную, и устную части. Максимальные баллы за письменную часть – 80, устную – 20. Минимальное количество баллов – 22.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, все изменения по организации ЕГЭ направлены «на более полное определение умений и знаний учащихся». Наконец-таки в ведомстве поняли, что для оценки знаний выпускников одних тестов недостаточно. Да и понятие «минимальные баллы по ЕГЭ» весьма относительное. Их легко снизить в процессе экзамена, как это произошло в прошлом году. В той ситуации даже ректоры престижных вузов говорили, что Рособрнадзор спас 20 % выпускников, снизив баллы по русскому языку, что позволило им получить аттестаты об окончании школы. Но что в этом хорошего? По сути, ведомство действовало по принципу «лишь бы сдали» и, таким образом, позволило получить аттестаты двоечникам.

Конечно, хорошо, что в ЕГЭ этого года произошли некоторые изменения. Однако пока все телодвижения вокруг организации госэкзамена напоминают скорее фасад одного большого общеобразовательного учреждения, который год от года люди стараются как-то приукрасить, мало задумываясь над тем, а все ли в порядке внутри самого здания? Скажем, с качеством образовательных программ, обучением учеников в школе, наконец, учебниками. А вот с этим у нас действительно проблемы. Тем не менее уважающие себя вузы подстраховались в плане приема абитуриентов, повысив планку проходного балла насколько это возможно. Понятно, что возможностей, учитывая, опять же, то, как сегодня учат детей в школе, у вузов не так много. Они принимают документы у абитуриентов, чьи результаты ЕГЭ, к примеру, по русскому языку оцениваются баллами не ниже 60. По сравнению с минимальными 24 баллами 60 покажутся высоким барьером. Но, если вспомнить старую систему оценок это – всего 3 балла из 5. Например, в прошлом году для того, чтобы поступить в РГМУ им. Пирогова, выпускнику школы надо было набрать не меньше 70 баллов по химии, 60 – по биологии и 50 – по русскому языку. В МГМА им. Сеченова баллы были гораздо ниже – по всем предметам минимум 38. В ВШЭ почти по всем предметам был установлен минимальный порог 60–65 баллов.

Если в престижные вузы принимают, считайте, троечников, то можете представить, с какими знаниями приходят абитуриенты в другие высшие учебные заведения. И каких врачей, учителей, экономистов там подготовят. Но суть проблемы не столько в вузе, сколько в школе, плохо обученных в ней детях. Так что можно сколько угодно вносить изменения в ЕГЭ, делать его прозрачным, толку не будет, пока мы в целом не изменим школьное образование и не сделаем его по-настоящему качественным.