Подруга впервые повела дочку в садик. До этого они с мужем целый месяц работали над тем, чтобы для ребенка это событие стало настоящим праздником. Рассказывали маленькой Полине о том, как замечательно будет в садике, сколько друзей у нее там появится, говорили, что нужно слушаться воспитательницу и делиться игрушками с другими детками.

Они читали в газетах и журналах советы о подготовке малышей к новой для них «среде обитания», учили дочку самостоятельно одеваться- раздеваться - «ты же в садик идешь, там все это умеют делать». В общем, все силы семьи (бабушек и дедушек в том числе) были брошены на то, чтобы домашний ребенок быстрее адаптировался в дошкольном учреждении. Друзей лишь немного удивило то, что в первый же день дочку надо было привести с утра пораньше, к завтраку, и оставить на 2 часа. На предложение: «А может быть, мы ее приведем чуть позже, когда детки играться будут, и на полчаса, чтоб не плакала?» воспитатель ответила строго: «Мы работаем по новым стандартам, теперь так положено». Мало того, вначале родителям было сказано, что надо подвести ребенка к двери садика, нажать на кнопку домофона и ждать на улице, когда выйдет воспитатель и заберет ребенка в группу. Прям как на вокзале! Нажал на кнопку камеры хранения, дверца открылась, положил вещь, дверца закрылась – думать не надо, только плати. Еще их очень удивило, что согласно меню на завтрак в садике дают не каши, а в основном «вторые блюда» - пюре с рыбой или котлетой, салаты… Неужели каши, кисель и компоты исчезли из рациона питания детских садов? В ответ на этот вопрос воспитатель произнесла уже привычную уху фразу: «Теперь такие стандарты».

Ну что ж, стандарты так стандарты… Законы надо соблюдать. Мама с папой разбудили с утра дочурку, умыли-причесали, платьице красивое на нее надели и пошли радостно в садик. Только радость была недолгой. «Завожу ребенка в группу, а там такой вой стоит! - звонит мне расстроенная подруга. – Дети за мам цепляются, ревут, родители все на нервах, воспитательница психует… Полинка сразу ко мне прижалась, смотрит по сторонам, ничего понять не может, потом плакать начала, за руки меня хватать: «Мамочка, не уходи!». Такой испуганной мы ее никогда не видели!»

Я начала успокаивать подругу, мол, почти все детки вначале плачут, и, наверное, им просто не повезло с воспитателем, увы, такое бывает. Наверное, она не совсем правильно поняла «новые стандарты» и решила вот так, одним махом, решить все проблемы. Выбрасывают же птицы своих детенышей из гнезда, чтоб летать научились. Вот и тут так, нечего антимонии разводить. А то начнут в течение дня родители туда-сюда ходить, на полчаса своих детей оставлять, других нервировать… Хлопот не оберешься.

Успокаиваю ее, а сама вспоминаю, как в 1993 году своего сына в садик отдавала. Пришла за несколько дней до назначенной даты в группу, познакомилась с заведующей и воспитателями (их двое в группе было, старшая и младшая, плюс нянечка), мне показали, где детки кушают, где спят, где играют. Попросили привести сына после завтрака, на полчаса, сказали, что можно посидеть рядом, пока играть будет. «Если не будет плакать – уйдете потихонечку во двор, там подождете, если заплачет, заберете». Я осталась в группе. Кирилл с каким-то мальчиком пирамидки начал тут же собирать, правда, периодически оглядывался, искал меня глазами и успокаивался, когда видел, что мама рядом. На следующий день мы пришли на полтора часа, потом – на три часа, в конце недели сын остался в садике на весь день.

Спали тогда дети в отдельной комнате, не в той, что играли. У каждого – своя кровать. А недавно знакомые рассказали мне о спальных местах в одном из построенных по новому стандарту садиков. Представьте себе комнату, в которой одну из стен занимает мебель в виде комодов. Днем, после игры и обеда (все это происходит в одной и той же комнате), дети подходят к стенке - трансформеру и выдвигают себе ящики – спальные места. Причем, расположены они в три яруса. То есть, чтобы залезть на верхний ярус, ребенок должен «пройтись» по двум предыдущим, как по ступенькам. Абсурд какой-то! Раньше, пока дети играли в одной комнате, другую, где стояли обычные маленькие кровати, проветривали для сна. А сейчас, получается, дети и едят, и играют, и спят в одной комнате. Потом мы жалуемся, что растет хилое поколение, которое вечно болеет и «сидит» на антибиотиках. Представьте, какой воздух в помещении, если в нем постоянно находится 30 детей (иногда и больше) и пара взрослых… Разве он будет способствовать созданию «развивающей среды», о которой так много говорится в новом федеральном образовательном стандарте?

Да, детских дошкольных учреждений не хватает. Поэтому строят их ускоренными темпами, по новым стандартам. Красивые садики получаются, с ярким фасадом, игровыми площадками, клумбами. Вроде все здорово… Только получается, что от количества страдает качество. Нет свободных площадей – пусть играют и спят в одной комнате. А выдвижные спальные места – они ведь для развития творческого воображения. Лежа в ящичке, можно представить себя фруктом или шпротиной в банке… Сказано ведь в новом стандарте: «окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей». Так что все – по закону.

В нашей газете вот уже несколько лет выходит рубрика «Растем вместе». Она – для детей и взрослых, которые тоже «растут» вместе со своими детьми. Мы даем в ней советы, как собрать ребенка в садик, рассказываем о замечательных дошкольных учреждениях, предоставляем на страничке слово психологам и логопедам. У нас в области много по-настоящему талантливых педагогов и хороших детских садов, в которых с любовью и трепетом относятся к детям. Душа радуется, когда видишь улыбающиеся лица ребят, уютные спальни, комнаты для творчества и даже небольшие музеи. Но в основном все это – в тех помещениях, что еще остались от социализма. Новые стандарты такую роскошь не предусматривают. Теперь комнаты должны быть поделены мебелью или ширмами на зоны. Новый стандарт «уплотнил» и группы. Вместо положенных ранее 15-20 малышей (психологический предел для ребенка) в группу обязаны принять до 35-40 детей. Численность же работников дошкольных учреждений (зачастую и их зарплата тоже) остается прежней. Получается, что об индивидуальном подходе к воспитанию можно забыть?

Вот мнение о новых стандартах в дошкольных учреждениях одной из мам, которое она написала в Интернете: «В нашей группе 30 детей. Они не помещаются в туалет все вместе, пока одна партия на горшках, остальные ждут, и, бывает, дождаться не успевают... Про занятия уж молчу... Воспитателей понять можно – нереально справиться с таким количеством детей. Кстати, под эту дудочку стали закрывать детдома малой вместимости. Детей набивают в огромные не­уютные «казармы», благо, закон теперь позволяет, а в освободившихся зданиях открывают детские сады. Так что через пару лет проблем с местами в садиках не будет, и строить ничего не надо будет!». Жаль, не могу в этой статье привести мнение руководителей садиков, они по поводу новых стандартов высказываются неохотно. Обычно отвечают сухо: «Нас обязали по ним работать, значит, будем работать». Только один раз, грустно вздохнув, заведующая детским садом, которая проработала в нем почти 30 лет, сказала: «Эх, будь моя воля – я б советские стандарты воспитания вернула, столько поколений по ним выросло…».

Понятно, что время диктует свои правила. Кто знает, может, лет через десять дети в садиках будут спать в гамаках и кушать на завтрак пирожные. Одного только хочется – чтобы «новые стандарты» не отразились негативно на здоровье и развитии детсадовцев. И их не назвали потом «поколением стандарта», как в свое время назвали «потерянным» поколение 90-х. Тогда ведь в образование тоже активно внедрялись «новые» стандарты…