
Дата публикации:
2 июл 2015 г.
Однажды мои приятели услышали от своего чада простенький такой детский вопросик и с трудом нашлись, что на него ответить.
632
– Вот вы твердите мне, что надо учиться, учиться и учиться, закончить институт, чтобы хорошо зарабатывать и быть уважаемым человеком, а что же вы это дяде Пете не скажете? Он же в институте не учился, а вы стараетесь угодить ему, как королю! – сказал ребенок.
Дядя Петя – это их домовой сантехник. Услышав столь неожиданный «глас младенца», родители стушевались, попробовали перевести разговор в шутку. Даже продекламировали стишки времен еще своего детства о том, что все профессии нужны, все профессии важны. А потом со смехом рассказывали друзьям о том, какой их малец приметливый.
Мне этот забавный случай вспомнился, когда по всем телеканалам, в радиоэфире транслировали репортажи со школьных выпускных балов. Ведь в подавляющем большинстве случаев героями этих сюжетов становились ребята, говорившие о горячем желании поступать в местные вузы, супергероями – в столичные. Причем риторика авторов этих репортажей была такова, что складывалось впечатление, как будто присутствуют они на сборе абитуриентов, а не на выпускном бале школьников, у которых – разные дороги во взрослую жизнь. И далеко не у всех на их будущем жизненном маршруте обозначена «станция» под названием «Вуз».
Скажете: так это все претензии к вашим коллегам-журналистам. Это – их недоработки. Если бы так... По-моему, это явление – сродни оговоркам по Фрейду. И характеризует не только умонастроения отдельных работников СМИ или целых журналистских коллективов, но и всего общества. Посмотрите, как ведут себя ваши соседи, ваши попутчики в общественном транспорте, если какие-то знакомые интересуются намерениями их детей или внуков – выпускников школ. Если ребенок собирается стать студентом, это произносится с гордостью. Если нет – ответ часто сопровождается какой-то виноватой улыбкой.
Мечта об учебе в вузе представляется нам куда более красивой и достойной уважения, чем намерение продолжить обучение в колледже, где учат рабочим профессиям.
В самом деле, поступить в московский университет – это здорово. Но, знаете, с годами как-то все больше понимаешь правоту слов классика, который говорил, что труд сапожника в его представлении ничуть не менее важен, чем труд писателя.
Конечно, жизнь всегда все расставляет по своим местам. И, наверно, каждый в глубине души понимает, что без стилистов, визажистов, дизайнеров (при всем уважении к представителям этих замечательных модных профессий) общество как-нибудь в случае чего обойдется, а попробуйте проживите без пекарей, швей, электриков, сантехников. Вроде прописные истины, но почему-то многие осознают их лишь тогда, когда сломается водопроводный кран или бачок унитаза...
А профессиональные вершины, кстати, тоже позиционируются по-разному. Мне больше по душе та, которая определяется формулой «своего дела мастер». Думаю, что далеко не мне одной. Почему же ежегодно наступает пора, когда она словно предается забвению? И ведь какая важная пора...

