Всю неделю ситуация вокруг долговых обязательств Греции перед кредиторами являлась чуть ли не самой обсуждаемой в мире. Во вторник министр финансов Греции Янис Варуфакис сказал, что Греция не выплатит МВФ 1,5 млрд. евро.

Впрочем, вечером того же дня Афины попросили Еврогруппу, объединяющую министров финансов ЕС, отложить платеж и продлить программу финансовой помощи. Однако там заявили, что предложения поступили «слишком поздно». Что оказалось вполне ожидаемым. Еще на минувшей неделе представитель МВФ Джерри Райс заметил, что фонд намерен придерживаться жесткой линии в отношении Греции и не собирается делать ей какие-либо поблажки. «Фонд не продлевает крайние сроки платежей», - цитирует Райса ТАСС.

Греция должна была выплатить МВФ долг в установленный срок, до конца рабочего дня 30 июня. Казалось, что в самый последний момент Афины долг погасят. Однако этого не произошло. Уже 1 июля тот же Райс подтвердил, что задолженность Греции перед МВФ в размере 1,2 млрд. специальных прав заимствования (1,5 млрд. евро) не была получена: «Мы проинформировали наш совет директоров, что Греция просрочила выплату и сможет теперь получить финансирование от МВФ только после того, как погасит свою задолженность». Словом, «утром деньги - вечером стулья». Такой вариант Афины не устраивает. Не заплатив долг, премьер-министр Греции Алексис Ципрас, по информации Financial Times, написал письмо кредиторам (Еврокомиссии, МВФ, ЕЦБ), в котором согласился с их требованиями на проведение в стране реформ. Правда, с некоторыми поправками. Ципрас просит сохранить налоговую скидку 30 % для греческих островов (кредиторы требуют ее отмены), а также настаивает, чтобы изменения, предполагающие увеличение возраста выхода на пенсию до 67 лет к 2022 году, были внесены не в ближайшее время, а в октябре. Он также считает необходимым, чтобы отмена особого «гранта солидарности» для бедных пенсионеров, намеченная к декабрю 2019 года, проходила не в виде «шоковой терапии», а поэтапно. Таким образом Греция пытается решить проблему.


Что ответят кредиторы?

Евросоюз уж очень не хочет выхода Греции из «европейского поля» и, вероятнее всего, пойдет на уступки. Тогда Афины смогут получить финансовую помощь и рассчитаться по долгам. В таком случае есть ли смысл проводить объявленный премьером Греции референдум, предполагающий голосование по условиям средств программы помощи? Впрочем, в МВФ уже заявили, что референдум не будет иметь юридической силы (он предполагает голосование по условиям программы помощи, срок которой истек 1 июля), и отказались дать Греции отсрочку по платежу. Между тем глава МВФ Кристин Лагард подчеркнула, что если греки на референдуме поддержат программу помощи и таким образом скажут да сохранению членства в зоне евро, фонд готов «предпринять новую попытку» договориться. В греческом правительстве не видят причин для выхода Греции из зоны евро - по словам Яниса Варуфакиса, неспособность договориться с кредиторами не является достаточным основанием для этого. Бывший премьер-министр страны Антонис Самарас также поспешил предупредить о рисках выхода Греции из зоны евро, если голосование даст отрицательный результат. По опросу, проведенному в Греции, да программе помощи говорят 50 процентов греков, почти столько же говорят нет. Но будет ли голосование?

«Возможны два варианта развития событий, - почеркивает в интервью МК RU издатель «МК-Афинский курьер» Федор Игнатиадис. - Референдум еще успеют отменить, если Европа пойдет на наши уступки. Но весь вопрос в том, насколько греческое правительство будет довольствоваться этими уступками. Оно добавляет одно принципиальное требование — реструктуризацию долга с октября. В октябре начнутся переговоры. Если правительство получит письменное обещание этого, то тогда оно может пойти на отмену голосования. Если референдум все же состоится, то при удовлетворяющих нас условиях правительство будет агитировать за требования кредиторов».

Однако уже в среду канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что до референдума никаких переговоров с Афинами не будет. Складывается впечатление, что в Европе уверены: греки все-таки проголосуют за помощь кредиторов. И тогда Ципрас вместе с правительством, как и обещал, уйдут в отставку. Такой вариант вполне бы устроил ЕС. Вести диалог с государством, лидер которого позволяет себе ставить условия Евросоюзу, становится все труднее. Но если Ципрас все же подаст в отставку, что будет с Грецией?


Тупик, еще тупик

Заплатят греки долг по кредиту или нет, в любом случае ситуация патовая. Бесконечно брать кредиты, не развивая экономику, невозможно. Тем более что это не позволяет осуществить в полной мере механизм кредитования. В Еврокомиссии это выдают под маркой программы средств помощи. Звучит гуманно. На самом деле, отвалив стране энную сумму, Еврокомиссия требует за это проведения реформ, направленных не на подъем экономики в стране, что было бы вполне логично, а на «затягивание пояса» в различных областях, включая социальную сферу. Пример - Украина, которая даже не в ЕС. За год она потеряла финансовые средства, накопленные за десятилетия, и теперь вынуждена ходить по миру с протянутой рукой. Аналогичная ситуация в Греции, которая присоединилась к еврозоне в 2001 году. К тому моменту ежегодный прирост ВВП страны превышал соответствующий уровень большинства ее партнеров в ЕС. В начале 2000-х Греция была одним из ведущих инвесторов в экономики почти всех ее балканских соседей. Но если в то время Греция была еще развитой страной, то уже в 2013-м она потеряла этот статус.

На экономическую, финансовую нестабильность Греции повлиял мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. Дефицит бюджета государства составил 12,7 % ВВП при разрешенных в еврозоне 3 % от ВВП. И несмотря на то что правительство начало широкую программу приватизации, дважды выпуская глобальные облигации, весной 2010 года экономика оказалась на грани дефолта, что обвалило евровалюту до годового минимума. Страны Евросоюза и МВФ договорились о выделении Греции финансовой помощи в размере 110 млрд. евро при условии введения опять же жесткой программы экономии - сокращение, замораживание заработной платы, повышение пенсионного возраста, налогов, что привело страну к волне забастовок и массовых акций протеста. Ради наполнения «налоговой корзины» правительство объявило налоговую амнистию, а также начали борьбу с коррупцией среди государственных должностных лиц. Но и эти меры не помогли подняться стране из кризиса. Бюджет оставался дефицитным, и Греция вынуждена была занимать деньги на внешних рынках. Государственный долг рос. В 2011-м он достиг 240 млрд. евро. И вновь Греция обратилась за финансовой помощью к ЕС. Выдвинутые требования типа жесткой экономии, особенно в социальной сфере, приватизации государственных активов, структурных реформ экономики только осложнили экономическую и социальную ситуацию в стране. Платить по долгам стало все сложнее. В итоге Греция загнала себя в тупик.


Вместе и поодиночке

По мнению экономического обозревателя m24.ru Константина Цыганкова, нельзя просто так взять и собрать разные, хоть и европейские, страны, столь сильно отличающиеся по уровню экономического развития, подходу к труду, менталитету, традициям, в один блок с одной валютой и привести их к равенству и братству за 10–15 лет. На это нужно хотя бы лет 50. И самое главное, без политических разногласий, которые на сегодня составляют две трети всех европейских проблем.

Для еврозоны потеря Греции - неприятный прецедент. Если страна покидает зону единой валюты, то получится, что эксперимент, и так трещавший по швам, проваливается. Но это - для Европы. А для Греции? Как минимум лет двадцать на то, чтобы восстановить экономику и начать расплачиваться с долгами. Если же по итогам референдума Греция останется в ЕС, то, считайте, никаких изменений в сторону финансово-экономического роста не последует. Уж слишком много долгов и слишком сурово придется за них расплачиваться. А это значит, социальные взрывы в стране неминуемы. У Греции есть выход. Присоединиться, к примеру, к странам БРИКС. Вопрос в том, позволит ли ей это Евросоюз…