Последнее время на телевидении и в газетах замелькало мудреное слово «овербукинг». А началось с того, что Минтранс подготовил законопроект, благодаря которому российские авиаперевозчики могут получить возможность менять условия перевозки по своему усмотрению. В Воздушный кодекс России предлагается внести «изменение условий договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика».

Основная цель законопроекта – нормативное закрепление возможности продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна, т. е. овербукинга. (В надежде, что кто-то не явится на посадку. – А.К.).

Вчитавшись в предложение Минтранса, я понял, что с этим «овербукингом» я сталкивался еще в 80-х годах прошлого века.

В то время в Узбекистане в сезон отпусков было проблематично приобрести билеты на самолет в курортном направлении. Хотя мне нужно было с семьей ехать в Москву, четыре билета я не мог достать. За 45 дней до вылета билетов еще не было, а на следующий день их уже не было. Позвонил другу в Ташкент, у того были какие-то связи в аэропорту. «Приезжай,– сказал он, – что-нибудь придумаем. Я как раз завтра отправляю жену в Сочи и буду в аэропорту».

– А на Сочи билет уже взял? – поинтересовался я.

– На месте решим, – заверил он.

В советское время, правда, неофициально, действовала система продажи «лишних» билетов. Это можно было списать на технический сбой в системе бронирования. Видимо, мой друг и воспользовался какими-то связями и сумел приобрести билет на Сочи. После его недолгого отсутствия он пришел и сказал: «Сейчас начнется».

Тут и прозвучало объявление, что регистрация рейса на Сочи закончилась.

Как оказалось, окончание регистрации объявили раньше положенного времени, и жена друга успела её пройти, а кто-то из пассажиров остался, поскольку «опоздал» к окончанию регистрации.

Мы, кстати, смогли улететь рейсом Дели – Москва, на который каким-то чудом оказались свободные места…

Наверное, тогда я и узнал, что такое овербукинг.

Пока радует только то, что не все поддерживают инициативу Минтранса. Например, в авиакомпании «Трансаэро» считают, что это несправедливо по отношению к пассажирам, которые, имея билет, полностью выполнили правила и условия регистрации и имеют право улететь в назначенное время.

Пока успокаивает и министр транспорта Максим Соколов, заявив, что вопрос о внедрении овербукинга в авиационные правила пока не стоит. «С такой идеей к нам обратился «Аэрофлот». Прямого запрета в нашем законодательстве нет, поэтому авиакомпании на свой страх и риск могут заниматься этими процессами и уже в дальнейшем в индивидуальном порядке решать вопросы с теми пассажирами, которые по какой-то причине не попали на рейс».

Конечно, пока это только разработка законопроекта. Если он пройдет обсуждение и будет принят, то в планах ввести овербукинг уже со второго квартала 2016 года, то есть будет разрешена продажа большего числа билетов, чем мест в самолете.

Весомый довод инициаторов проекта – авиакомпании получат 7 % дополнительного дохода.

Только вот почему пассажира должны беспокоить риски авиакомпании, которые она уже заложила в цену авиабилета?

И еще. Почему хотят отказать в праве гарантированно улететь в определенную дату определенным рейсом?

Так что, уважаемые читатели, если инициатива будет одобрена, а вы захотите занять места согласно купленным билетам, готовьтесь на рейсы быть первыми.